Душа художника

В рубрике Культура - 2022-04-21

Эльвира Сыздыкова

В сети показывают новый современный балет Shift шведского хореографа Александра Экмана, адаптированный к коронавирусной эпохе. В трансляцию также включен перформанс Cacti - одна из самых известных работ Экмана. Минималистичный, наполненный поразительной синхронностью движений и морем ярких метафор, спектакль посвящен свободе восприятия искусства и уязвимости художника перед публикой

Отучившись в Школе оперы и балета в Стокгольме, Александр Экман танцует с детства. В 17 он присоединился к Шведскому королевскому балету, но вскоре устал от технических ограничений и ушел в Нидерландский театр танца, фокусирующийся на современном балете. Затем Экман провел год в Шведском балете Кульберга, а после наконец начал карьеру хореографа. За последние 17 лет он создал больше 30 постановок, к которым нередко сам разрабатывал декорации и костюмы.

Короткий спектакль Shift Александр Экман создал летом 2020-го, когда мир сковала пандемия коронавируса. Шведский королевский балет заключил контракт с хореографом на разработку танцевального номера, адаптированного к новой зрительской эпохе.

Хореограф рассказывает: “Я захотел создать спектакль, который мог бы меняться каждый день. Я хотел, чтобы зрительный зал был открытым и давал зрителям возможность выбирать, как долго они хотят оставаться и смотреть перформанс. Когда у вас нет фиксированного начала или конца, вы иначе воспринимаете время и искусство”.

К сожалению, безопасно воплотить задумку в разгар коронавирусных ограничений не удалось. Тем не менее произведение было создано, а сейчас у зрителей по всему миру есть возможность увидеть его онлайн.

Частью эксклюзивной трансляции также стал один из самых знаменитых балетов Экмана Cacti, созданный в 2010 году. За пару лет спектакль объездил полмира, представ перед зрителями на лучших сценах Америки и Европы.

Перформанс отличают выверенные, жесткие движения, абсолютная синхронность и церемониальная, а порой совершенно абсурдная атмосфера. Кактусы, которые бережно расставляют и несут танцоры, оказываются своего рода сакральными артефактами, смысл которых зритель ищет сам.

Экман признался, что вдохновение для многих элементов обнаружил в неожиданно шумных медитативных практиках тибетских монахов. В целом же свой шедевр Cacti, одновременно смешной и размеренный, хореограф создал в отместку высокомерным театральным критикам, по крупицам разбиравшим его ранние произведения и беспощадно отвергавшим их. Читая их помпезные рецензии, Александр Экман ощущал себя полностью обнаженным, беспомощным перед волной критики. Потому Cacti - это во многом метафора уязвимости артиста, выворачивающего всего себя наизнанку во имя искусства.

Балет Cacti задействует на сцене 27 танцоров из труппы Шведского королевского балета. Их гармоничное сосуществование на сцене потребовало от Экмана немалого терпения. Он делится: “Много времени уходит на совместный творческий процесс. Я должен иметь дело с огромным количеством людей, чтобы достичь изначального видения. Очень завидую порой писателям и композиторам. Они могут работать в одиночку. Тяжело работать с полусотней артистов, у которых в голове собственные мысли, видение, проблемы. Но это и есть суть нашей работы”.

Каждого танцора Александр Экман надеется заразить энергией и настроением, которыми пропитаны создаваемые ими спектакли. Хореограф объясняет: “В этом весь талант хореографии, это вызов. Всегда есть определенные слова или ситуации, которые я им предлагаю, а их работа состоит в том, чтобы изобразить их. Например, когда мы репетировали Cacti, я просил, чтобы они танцевали так, словно работали над балетом 20 лет, вот насколько им важно его исполнить. Нет ничего более скучного, чем посредственность. Нам это не нужно. Я хочу, чтобы танцоры выкладывались по максимуму и присутствовали в настоящем”.

В Cacti звучат произведения Йозефа Гайдна, Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта в исполнении Шведского королевского оркестра под руководством дирижера Дэвида Бьоркмана.

Партитура перемежается с либретто, представленным размышлениями некоего театрального критика, пишущего рецензию на Cacti. Время от времени мы слышим, как он спрашивает себя о том, что видит, в чем суть перформанса, к чему он стремится, каков скрытый смысл кактусов, логичен ли финал. Герой вычурно описывает самые незначительные моменты, и, по словам Экмана, весь его монолог представляет собой простую высокопарную болтовню человека, считающего себя умнее других.

В 2013-м балет Cacti получил номинацию на престижную премию Лоренса Оливье в категории “Лучшая новая постановка”.

Бесплатный онлайн-показ Shift и Cacti доступен до 23 апреля 2022 года на сайте operanplay.se/en/performances/ballet/. В целом оба спектакля длятся чуть больше часа.


Статья опубликована в №041, от 21.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Душа художника".

Поделиться