Рабочий порядок

В рубрике Исследования - 2022-04-21

Алла Иванилова

В Казахстане активно борются с безработицей, инициируя различные программы. Однако на практике они малоэффективны, и если рабочие места создают, то в основном временные. В этой связи необходимо пересмотреть подходы к реализации программ содействия занятости населения

Сейчас 60 процентов от общего показателя роста занятости достигается за счет “социальной экономики”, то есть сферы образования, здравоохранения, госслужбы, которые финансируют из бюджета. При этом доля частного сектора при создании новых рабочих мест постоянно снижается. Ежегодно 30 процентов молодых специалистов, окончивших вузы и колледжи, остаются без работы, а треть из тех, кто все-таки работу находит, устраиваются не по специальности с низкой квалификацией и заработной платой.

Численность безработного населения за год сократилась на 0,6 процента, до 450,4 тысячи человек. Однако разрыв между уровнем безработицы среди городского и сельского населения растет. Каждый пятый безработный в РК проживает в Алматы и прилегающей Алматинской области.

Государство сегодня активно создает рабочие места. Для этой цели принят пакет программ. Так, в 2021 году Государственной программой “Еѓбек” было охвачено более 815 тысяч человек, из которых трудоустроены 486 тысяч, в том числе 402 тысячи - на постоянные рабочие места. В этом году мерами занятости планируют охватить 700 тысяч человек.

Однако большинство рабочих мест, которые предоставляют по госпрограммам, временные. К примеру, вакансии, которые заполняют в рамках реализации Дорожной карты занятости. Здесь чиновники совместили приятное с полезным. Безработным казахстанцам находят работу - центры занятости населения осуществляют подбор специалистов необходимой квалификации. Они строят дороги, школы, занимаются реализацией различных инфраструктурных объектов. При трудоустройстве на инфраструктурные проекты приоритет отдается безработной молодежи, молодежи категории NEET, а также студентам в работах, не причиняющих вреда здоровью и не нарушающих процесса обучения. В случае необходимости центры занятости занимаются переподготовкой кадров по заявкам работодателя-подрядчика/субподрядчика. Размер заработной платы трудоустроенных устанавливают на уровне не менее двух минимальных размеров заработной платы с учетом налогов, социальных платежей и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам. Таким образом, трудовые ресурсы направляются в нужное русло. Овцы целы, волки сыты.

Но здесь есть существенный минус - после того как строительство объекта закончится, человек снова остается у “разбитого корыта”.

Субсидируемые рабочие места - тоже явление временное. Работодатели могут их создать на предприятии и принимать безработных, зарегистрированных в центре занятости. Заработные платы полностью или частично оплачивает государство. В прошлом году создано более 180 тысяч таких мест. Отдельные работодатели, не имея своего штата, работают за счет субсидируемых рабочих мест.

В Министерстве труда и социальной защиты населения признают, что необходимо переформатировать подходы, поскольку после завершения временной работы на постоянную устраиваются не все участники программ. По итогам 2021 года после работы на социальных рабочих местах постоянно трудоустроились 78 процентов участников, после молодежной практики - 62 процента, а после общественных работ - лишь 32. В городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте показатель трудоустройства на постоянные рабочие места самый низкий. “Социальные рабочие места должны стать трамплином для безработных в последующем трудоустройстве на постоянные рабочие места”, - считают в ведомстве.

В этой связи Минтруда утвердило правила с более жесткими условиями. Так, количество создаваемых субсидируемых рабочих мест привязали к штатной численности организации. Увеличены размеры заработной платы участников, пересмотрены сроки участия, контингент участников субсидируемых рабочих мест. Кроме этого, ведется работа по автоматизации всех мер содействия занятости. Для исключения коррупционных рисков будет максимально сокращено участие человеческого фактора в процессе оказания услуг.

Кроме того, в 2021 году пересмотрены подходы реализации Дорожной карты занятости. В то же время далеко не все регионы с энтузиазмом подходят к этой работе. В Кызылординской области в связи с риском неосвоения сняты 1,9 миллиарда тенге за счет облигационных займов. Несмотря на это, освоение средств по итогам года в регионе составило 59 процентов. А ведь деньги выделяли из Национального фонда! Отличилась Алматинская область. В 2021 году строительные работы вели по 16 проектам, в том числе восьми проектам, переходящим с 2020 года. Планировали трудоустроить 2,5 тысячи человек, но фактически трудоустроено только 519. Выявить сегодня такие расхождения несложно - Минтруда через информационную систему отслеживает наличие обязательных пенсионных взносов лиц, трудоустроенных на проекты. По итогам 2021 года низкие показатели в Западно-Казахстанской области и Алматы.

Создание рабочих мест в рамках национальных проектов до 2025 года легло в основу модельной региональной карты. Мониторинг будет осуществляться посредством информационной системы. Государство намерено не просто создавать рабочие места для галочки, но и учитывать спрос рынка труда. А сегодня это квалифицированные кадры, отвечающие современным требованиям. В целях расширения возможностей онлайн-обучения продолжится работа портала Skills.enbek.kz, который предоставляет возможность обучиться востребованным на рынке труда навыкам.

Но если проблема с рабочими местами в городах как-то решается, то в селах наблюдается острая нехватка специалистов. Принятые госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы “Енбек”, “С дипломом в село”, “Ауыл ел бесiгi”, “Серпiн-2050” показывают недостаточные меры для улучшения жизни. По данным социсследования 2021 года, 27 процентов сельчан изъявили желание переехать в города, 14 процентов основной причиной этого решения назвали отсутствие работы на селе. Так, программа “С дипломом в село” неэффективна и ее необходимо пересмотреть, чтобы сделать привлекательной для выпускников вузов. К тому же Министерство национальной экономики сокращает объемы выделяемых на программу средств, а это зачастую приводит к тому, что участники проекта остаются без положенных им выплат. К примеру, кредит на приобретение жилья в Западно-Казахстанской области в прошлом году смогли получить лишь 70 процентов заявителей, а дефицит средств превысил 757 миллионов тенге. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос повышения выплат и сумм выдаваемых кредитов для покупки жилья с учетом складывающейся экономической ситуации.

Отсутствие достойной работы вынуждает молодежь уезжать из страны. Согласно статданным, за девять месяцев 2021 года почти 7,5 тысячи молодых казахстанцев в возрасте 18-35 лет покинули Казахстан в поисках лучшей жизни, что на 8,9 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года. Реальная цифра, возможно, больше. Одной из ключевых причин является то, что молодые люди не желают получать образование и работать в непрестижных сферах. В этой связи чиновникам необходимо задуматься и принять кардинальные меры по уменьшению оттока квалифицированной рабочей силы, создав благоприятные условия и стимулы для высококвалифицированных специалистов и в нашу страну.

Нур-Султан


Статья опубликована в №041, от 21.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Рабочий порядок".

Поделиться