Есть ли в свете справедливость?

В рубрике Новость дня - 2022-04-21

Ольга Шишанова

Депутаты Мажилиса Парламента РК настаивают на создании единого государственного органа, который бы полностью принял на себя функции по утверждению и контролю тарифов на тепло и электричество на ТЭЦ

Об этом в своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра РК Алихана Смаилова заявили мажилисмены фракции “Народной партии Казахстана” и, в частности, Александр Милютин, по словам которого “ценообразование на коммунальные услуги - это один из самых острых социальных вопросов в стране”. И с ним трудно не согласиться, особенно учитывая нынешнюю ситуацию в мире, рост цен на топливо и, как следствие, растущие практически в геометрической прогрессии цены на продукты и услуги.

С одной стороны, наше издание неоднократно обращало внимание чиновников на миллионную армию посредников, которые в немалой степени способствуют завышенному ценообразованию.

С другой - вопросы прозрачности тарифообразования на коммунальные услуги всегда были и остаются в Казахстане едва ли не основными на повестке дня. Вот только не всегда они являются справедливыми и уж тем более прозрачно регулируемыми. Особенно в сфере энергоснабжения.

И причин тому множество. Вот лишь некоторые из них, о которых, к слову, говорит и депутат Александр Милютин.

WELAR

Во-первых, из трех составляющих тарифа на электроэнергию прозрачными являются только тарифы энергопередающих организаций и надбавки энергоснабжающих организаций. При этом тарифы энергопроизводящих организаций являются абсолютно непрозрачными. Их тарифы регулируются не антимонопольным органом, а Министерством энергетики, а значит, они не являются общедоступными.

- Поэтому при обсуждении тарифов на электроэнергию выпадает главное звено - отпускная цена производителя электроэнергии, - говорит мажилисмен.

Во-вторых, в Казахстане давно наблюдается перекладывание тарифов с одних услуг на другие. К примеру, тарифы ТЭЦ, одновременно производящих тепловую и электрическую энергию, регулируются двумя государственными органами: на тепло - Комитетом по регулированию естественных монополий, а на электроэнергию - Министерством энергетики. Причем регулируются по разным методикам, в результате чего получается, что затраты ТЭЦ на производство тепла учитывают и в тарифах на электроэнергию. То есть попросту добавляют к ним. А это приводит к тому, что потребитель электроэнергии в отдаленном от этой ТЭЦ регионе, не получающем тепло от этой ТЭЦ, вынужден оплачивать затраты ТЭЦ, связанные с производством тепла, которое он не получает (!).

В-третьих, мнение о существовании в Казахстане конкурентного рынка электроэнергии, утверждает Александр Милютин, является ошибочным.

- Почти весь объем производимого в стране электричества реализуется через двусторонние договоры между потребителями и станциями. Но такая структура рынка, основанная на двусторонних договорах, помимо того что свидетельствует об отсутствии конкуренции на рынке, усугубляет дефицит электроэнергии и обусловливает многие другие негативные моменты, - подчеркивает он. Например, согласно данным, которые приводит депутат в своем запросе, Согринская ТЭЦ в ущерб реальному сектору экономики и населению почти всю производимую электроэнергию поставляет собственной майнинговой криптоферме, да еще и получает при этом доходы от рынка мощности.

Таким образом, в условиях отсутствия значительного профицита электрической энергии - по аналогии с другими товарными рынками - наличие конкурентного рынка в республике просто невозможно. И все попытки развивать конкуренцию через централизованные торги представляются неэффективными. Более целесообразными и эффективными, по мнению депутата, являются отказ от идеи развития конкуренции на рынке электроэнергии и законодательное наделение единого закупщика, созданного в рамках исполнения 50-го шага Плана нации “100 конкретных шагов”, функцией по обеспечению единого тарифа на станциях по всему Казахстану.

Иными словами, Правительству страны необходимо рассмотреть вопрос о передаче функций по утверждению тарифа на тепло и электричество на ТЭЦ в единый государственный орган с определением прозрачного и справедливого механизма утверждения тарифов, обеспечивающего окупаемость затрат предприятий. И самое главное, учитывающего интересы потребителей.

Пока верстали номер, стали известны новости от Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК, который обнаружил, что ТОО “Астанаэнергосбыт” выставляло своим потребителям счета нынешней зимой “с накруткой”. Ввиду чего столичного монополиста должны будут привлечь к административной ответственности - оштрафовать на шесть миллионов тенге.

Так, согласно сообщению комитета, проведена внеплановая проверка в отношении ТОО “Астанаэнергосбыт” на предмет обоснованности выставления завышенных счетов к оплате за услуги электроснабжения.

В ходе этой самой проверки установлено, что больше чем половине обратившихся с жалобами потребителей выставлены необоснованные суммы в размере 129 тысяч тенге. Например, по одному из потребителей общая сумма переплаты за четыре месяца составила 17 тысяч тенге - при средней ежемесячной оплате потребителей Нур-Султана в размере 4,5 тысячи тенге.

Так что в отношении ТОО “Астанаэнергосбыт” в очередной раз возбуждено административное производство с наложением санкций в виде штрафа в размере двух тысяч МРП (один МРП равен 3 063 тенге), что составляет свыше шести миллионов тенге. А также в адрес ТОО “Астанаэнергосбыт” внесено предписание об обязательном устранении допущенных нарушений. Всего лишь...

Нур-Султан


Статья опубликована в №041, от 21.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Есть ли в свете справедливость?".

Поделиться