Эльвира Сыздыкова
В прокате идет супергеройский фильм “Морбиус” с лауреатом “Оскара” Джаредом Лето в главной роли. Всю жизнь Майкл Морбиус посвятил поиску лекарства от редкого заболевания крови, которым страдает с детства. Многолетние исследования привели его в отдаленный уголок Центральной Америки, кишащий летучими мышами-кровопийцами, в уникальных способностях которых ученый увидел спасение. Решившись на этически сомнительный эксперимент, биолог отредактировал геном человека. Лекарство сработало. Майкл выздоровел, но приобрел неутолимую жажду человеческой крови
“Морбиус” - уже третий фильм по мотивам комиксов Marvel, вошедший в киновселенную Человека-паука от кинокомпании Sony Pictures. Сценарий создали Мэтт Сазама и Берк Шарплесс, работавшие над “Дракулой” 2014 года, “Последним охотником на ведьм” и “Богами Египта”. Режиссером выступил Даниэль Эспиноса, постановщик картин “Код доступа “Кейптаун”, “Номер 44”, “Живое”. За операторские решения отвечал номинант на премию BAFTA Оливер Вуд, трудившийся над фильмами “Крепкий орешек-2”, “Без лица”, “Ультиматум Борна”.
Майкла Морбиуса, тяжелобольного эпатажного гения, всего себя посвящающего науке, исполнил обладатель “Оскара” Джаред Лето, появившийся в ряде культовых картин: “Реквием по мечте”, “Бойцовский клуб”, “Далласский клуб покупателей”.
Доктора Мартину Бэнкрофт, подругу и коллегу протагониста, сыграла Адриа Архона, известная по сериалам “Изумрудный город” и “Благие знамения”. Люциана, сводного брата Морбиуса, из-за той же болезни обреченного на страдания, воплотил Мэтт Смит, знакомый зрителю по сериалам “Доктор Кто” и “Корона”.
В касте также появились Джаред Харрис, Аль Мадригал, Тайриз Гибсон, Кори Джонсон и Майкл Китон.
В начале апреля “Морбиус” наконец дождался международного проката, и тут же новости о бесповоротном провале картины заполонили всю сеть. Разочарование вполне объяснимо. Фанаты ждали премьеры почти два года, синопсис звучал многообещающе, трейлеры вызывали чистый восторг, а в главной роли значился оскароносный Джаред Лето, в свои 50 выглядящий так молодо, что ему просто суждено было сыграть вампира.
Впрочем, многие все же решили, что “Морбиус” просто пал жертвой беспощадных негативных отзывов, скопившихся подобно лавине. Попробуем разобраться.
Новая картина Marvel действительно радует эпизодами достойной актерской игры Лето, Смита и Архона, хотя чаще и кажется, что они вообще не понимают своих героев.
Отдельно про вампирский образ Майкла Морбиуса. Не изобретательно далеко ушедший от клишированного поп-облика, монстр Джареда Лето стремится соответствовать оригиналу из комиксов: в вампирском состоянии он становится похож на настоящего нетопыря. А если еще забыть о таких типичных чертах, как сверхскорость, сверхсила и атлетическое телосложение, и обратить внимание на то, как создатели визуально оформили способности к эхолокации персонажа, то выходит очень даже занятно.
Без сомнений, радует и композитор Йон Экстранд, написавший к фильму по-настоящему мрачный, исполненный отчаянием и предчувствием неизбежного саундтрек.
Но в попытке соединить в истории научную фантастику, экшн, драму и ужастик создатели ударились в классические жанровые клише и создали несуразное нечто. Ленту заполнили картонные второстепенные персонажи, сомнительный антагонист и отчего-то кажущиеся комичными сцены боев.
Слишком многое при столь удачном комбо - колоритный актерский состав и многослойная биография протагониста в оригинальных комиксах - пошло не так, и “Морбиус” все-таки оказался фильмом на один раз.
Виной тому, в первую очередь, чрезвычайно шершавый, банальный сценарий, который сломя голову, игнорируя любую возможность плавных сюжетных поворотов и живого взаимодействия героев, мчится к одному лишь финалу. Неудивительно, что тот спустя почти два часа вопрошания о том, что творится на экране, оказывается оскорбительно бездушным.
Не менее бездушными вышли и знаменитые сцены после титров, в очередной раз демонстрирующие, как необдуманно Sony пытается отстроить собственную киновселенную Marvel, пока совершенно не годящуюся в соперницы основной серии.
Индекс фильма <16+> - фильмы для детей, достигших шестнадцати лет
Статья опубликована в №039, от 15.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Едва живой".