Биржа труда в кармане

В рубрике Исследования - 2022-04-15

Алла Иванилова

Социально-трудовая сфера переходит в цифровой формат. Это позволит упростить многие процессы, и все госуслуги будут доступны со смартфона. Безработные смогут найти работу не выходя из дома, а людям с ограниченными возможностями теперь не нужно обивать пороги многочисленных инстанций, чтобы установить инвалидность

Цифровизация должна охватить все предоставляемые государством сервисы на основе полной интеграции систем госорганов. В первую очередь это касается социально-трудовой сферы, где оказывается наибольшее количество государственных услуг по базовым потребностям населения. Сегодня их насчитывается 45.

В результате проведенного в прошлом году анализа текущих бизнес-процессов выявлен ряд факторов, сдерживающих развитие государственных услуг. В частности, отсутствие “исторических” данных, необходимых для назначения пенсий и пособий, регистрации в базе мобильных граждан. В связи с этим Министерство труда и социальной защиты населения ведет работу по реинжинирингу и трансформации процессов оказания госуслуг. Принимаются меры по их оцифровке, чтобы предоставлять населению в более удобной и современной форме, без посещения ЦОНов, акиматов и других инстанций. Так, расширится список услуг с беззаявительными процессами и проактивным уведомлением о возможности получения социальной помощи. Сейчас в электронном формате предоставляется 42 вида, или 93 процента, из которых 21 услуга, или 43 процента, могут быть получены проактивно. В этом году планируется довести услуги проактивного формата до 25 видов (добавится еще четыре). Всего за 2021 год в социально-трудовой сфере оказано 12,6 миллиона государственных услуг, из них 9,1 миллиона, или 72 процента, - в электронном виде. К 2025 году запланирован стопроцентный перевод всех государственных услуг в электронный формат.

В целях оптимизации процедур внедрен принцип экстерриториальности при оказании 17 видов госуслуг. То есть граждане могут обратиться в любой центр обслуживания населения за получением государственной услуги независимо от места нахождения. Так, житель Нур-Султана, временно находясь в Алматы, может посетить любой ЦОН и подать заявление на получение положенной ему социальной выплаты.

В целях экономии операционных расходов осуществлен комбинированный перевод нескольких социальных выплат, назначенных одному гражданину, в один платеж. Благодаря этому за семь месяцев 2021 года удалось сэкономить три миллиарда тенге, а ежегодная экономия составит шесть миллиардов тенге.

Среди получателей услуг, жизнь которых значительно облегчится после внедрения электронных сервисов, - инвалиды и безработные. Первым для установления инвалидности, получения пособий и технических средств реабилитации приходится обращаться в четыре инстанции: поликлинику, отдел медико-социальной экспертизы, центр обслуживания населения, акимат. В Казахстане запущен пилотный проект по заочному формату проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. Теперь достаточно обратиться только в поликлинику по месту жительства, остальные процессы проходят без участия человека через интеграцию информационных систем.

Кроме того, ранее лица с инвалидностью для получения необходимых услуг и технических средств реабилитации обращались в акиматы и центры обслуживания населения. Это было для них неудобно, затратно по времени, да и услуги оказывались несвоевременно. С 2021 года внедрен портал социальных услуг, что значительно упростило весь процесс. Там можно самостоятельно выбрать поставщиков услуг, а государство возместит стоимость товара или услуги. Благодаря этому сроки получения услуг в некоторых случаях сократились с шести месяцев до двух недель.

Если раньше казахстанцы должны были обратиться в центр занятости для поиска работы и регистрации в качестве безработных, а для получения социальной выплаты в связи с потерей работы - в центр обслуживания населения, то сейчас эти услуги можно получить онлайн через электронную биржу труда. Кроме того, сокращен срок регистрации в качестве безработного с 10 до трех дней.

Для повышения доступности и прозрачности госуслуг в сфере занятости населения необходимо завершить работу по созданию единой информационной системы.

Появились и новые “фишки” для работодателей. На портале трудовых ресурсов hr.enbek.kz с 1 декабря 2021 года запущен функционал “Онлайн трудовой консультант”. Работодатель может обратиться к сервису, который заменит для него настоящего инспектора труда и проведет проверку верности планируемых или совершенных процедур в интерактивном режиме.

Нур-Султан


Статья опубликована в №039, от 15.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Биржа труда в кармане".

Поделиться