МОЛОЧНЫЕ РЕКИ - ПУСТЫЕ СЛОВА

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-04-14

Ольга Шишанова

Вслед за мукомолами о своих проблемах решили заявить отечественные производители молочной и масложировой продукции - им тоже вроде как нужна поддержка государства, иначе они “не смогут конкурировать с импортной продукцией”

По словам производителей молочной и масложировой продукции, в последние годы импорт молочных товаров растет, тогда как местной продукции стало сложнее пробиться на полки магазинов. Об этом представители отрасли в очередной раз сообщили в ходе круглого стола “Потребление и реализация отечественных продуктов питания - перспективы и барьеры”, состоявшегося в НПП “Атамекен”. С другой стороны, подобные предложения звучат уже не первый раз и не первый год. Теперь к этому прибавились утверждения о том, что “пищевая отрасль давно нуждается в государственном регулировании, включающем в себя, в первую очередь, поддержку отечественного производителя”.

Объяснение весьма простое - для торговых сетей якобы главным критерием при выборе поставщиков является низкая закупочная цена товара, а не его качество.

Однако при этом эксперты от отрасли ни словом не упоминают о двух моментах, на которые обращают внимание не только торговые сети, но и потребитель в первую очередь. Это - ценовая политика, на которую очень серьезно влияет наличие посредников в отрасли, с которыми не в состоянии справиться вот уже на протяжении многих лет ни правительство, ни парламент, ни сенаторы. “Благодаря” им цены в республике на упомянутую продукцию продолжают расти (речь пока не идет о перекупщиках придомовых магазинов).

Что же касается качества, на которое делают упор отечественные производители, то оно давно оставляет желать лучшего. В качестве примера можно указать неоднократные претензии потребителей к производителям отечественной молочной продукции, которые вместо цельного молока на производстве запросто использовали и используют порошковое. Как оказалось, маржа выходит дороже честного имени и здоровья потребителя, которым, кстати, часто прикрываются те же недобросовестные СХТП.

Но казахстанским производителям, видимо, это оказывается неважно, иначе бы они не отстаивали с завидным упорством то, что для них “главное - это продать продукт”. При этом взваливая ответственность на торговые сети.

- Основной объем продукции наши производители реализуют через крупные торговые сети, а у них свои законы и правила, сложившиеся за 30 лет рыночной экономики. Местные производители в этих условиях выживают с трудом. Хотя в тех же развитых странах есть практика предоставления своим производителям режима наибольшего благоприятствования - обязательного предоставления приоритетных мест на полках, дополнительных мест для выкладки, быстрой оплаты за реализованные товары, продвижения отечественных товаров. Нам подобную практику тоже нужно внедрять. В противном случае доля казахстанских продуктов питания в собственной стране будет неумолимо снижаться, и наша продовольственная безопасность пострадает самым серьезным образом, - считает директор Молочного союза РК Владимир Кожевников.

Но при этом явно забыв или упустив из вида тот момент, что в республике давно стартовала акция “Покупай казахстанское!”, которая спустя несколько лет после ее внедрения практически прекратила свое существование, оказавшись невостребованной в первую очередь у самих производителей.

На вопрос, почему - ответ всегда один и тот же: те, кому удается зайти в торговые сети, чаще всего работают в убыток. “Отдавая продукцию по низким ценам, казахстанские производители недополучают прибыль, которую они могли бы вложить в модернизацию и закуп нового оборудования, освоение производства новых продуктов. А чтобы развиваться, отечественное производство должно быть прибыльным”, - отмечают они. Но что или кто мешает этому? Армия посредников? Собственная нерадивость? Привычка просить субсидии у государства?

Почему в зарубежных странах все обстоит с точностью до наоборот? Почему казахстанцам не позаимствовать у них все лучшее, касающееся развития этого вопроса? Если не хватает сил или желания бороться с посредничеством, которое, повторим, составляет львиную долю ценового роста в стране при малейшем потрясении любого характера - от пандемии до политических коллизий. Да и импорт продовольствия достиг сегодня критического уровня - по итогам 2021 года он составил почти 4,9 миллиарда долларов.

И потому на этом фоне слова производителей продукции о том, что нужно воспитывать потребительский патриотизм и казахстанцам важно понимать, что деньги, которые они платят за покупку качественных и конкурентоспособных отечественных продуктов, поступают в экономику страны, звучат, по меньшей мере, призывом к смирению перед очередным повышением цен. Вот только уже не со стороны стран, импортирующих продукты в Казахстан, а со стороны местных товаропроизводителей. Которые в очередной раз ссылаются на продовольственную безопасность, однако, напротив, игнорируя ее и подвергая опасности.

Нур-Султан


Статья опубликована в №038, от 14.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "МОЛОЧНЫЕ РЕКИ - ПУСТЫЕ СЛОВА".

Поделиться
Следуйте за нами