Ситуация внутри бублика

В рубрике Новость дня - 2022-04-12

Ольга Шишанова

В Казахстане сложилась неординарная ситуация. Мукомолы республики утверждают, что запасов зерна хватит буквально на одну-полторы недели, а значит, работать им скоро станет не с чем.
Однако Правительство поспешило опровергнуть эту информацию, заявив, что на 1 апреля 2022 года в стране есть 6,4 миллиона тонн зерна, в том числе 3,4 миллиона тонн хранится у сельхозпроизводителей. И этого достаточно для внутренней потребности и экспорта до получения нового урожая.
Кроме того, на 7 апреля в стране было 118 тысяч тонн муки, в том числе 10 тысяч тонн в стабфондах. И этого также достаточно для внутреннего потребления. Но тогда почему же бьет тревогу бизнес?

WELAR


Раньше казахстанские мукомолы покупали для переработки зерно в России, причем по более низкой цене. Но сейчас этот канал закрыт - Российская Федерация ввела ограничения на экспорт. И потому причиной создавшегося ажиотажа, который подняли мукомолы республики, по мнению Правительства, стали высокие цены на зерно на внутреннем рынке, а не его дефицит.

Однако может сложится так, что Правительство все-таки не владеет точной информацией о количестве зерна в казахстанских закромах, иначе бы давно ввело те же самые ограничения на экспорт зерновых из Казахстана, обеспечив, в первую очередь, внутренний рынок, как это сделала соседняя Россия.

Но этого не происходит, и причин тому множество - от пресловутой безалаберности человеческого фактора до возможной коррупционной составляющей.

Это может привести к тому, что Казахстан - одна из самых зерносеющих стран - будет поставлен перед фактом нехватки этого самого зерна для внутреннего потребления и роста цен. При этом вокруг - ни одной зерносеющей страны (РФ закрыта).

Но вместо того, чтобы принять превентивные меры, Правительство придерживается того, что “ежегодно в Казахстане производится три миллиона тонн муки, половина которой идет на экспорт”. Плюс в Продкорпорации хранится почти 800 тысяч тонн зерна, которое “при необходимости можно продать на внутренний рынок, чтобы избежать дефицита или роста цен”.

Чья информация ближе к истине: мукомолов или статистики, надеемся узнать в ближайшее время. Но это не единственная проблема в Казахстане, касающаяся хлеба насущного.

Мировые цены на пшеницу резко выросли и достигли максимального исторического уровня. Об этом заявили в Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО).

Так, в марте 2022 года среднее значение индекса продовольственных цен оказалось на 12,6 процента выше значения февраля, когда оно достигло самого высокого уровня с момента создания этого индекса в 1990 году. Напомним, что он позволяет ежемесячно отслеживать колебания мировых цен на корзину наиболее ходовых продовольственных товаров.

Что же касается значения индекса цен на зерновые, то, согласно ФАО, в марте он оказался на 17,1 процента выше, чем в феврале, что “было обусловлено значительным ростом цен на пшеницу и все фуражные зерновые, главным образом из-за войны в Украине”. В Казахстане этот пункт поднялся сразу на 20 процентов.

Дело в том, что в предыдущие три года на долю России и Украины приходилось около 30 процентов мирового экспорта пшеницы - о чем, кстати, наше издание уже сообщало - и 20 процентов мирового экспорта кукурузы. А поскольку мировые цены на пшеницу в течение месяца взлетели на 19,7 процента, чему также способствовали опасения относительно состояния посевов в США, то и цены на зерновые за месяц выросли на 19,1 процента, достигнув рекордного уровня. Кроме того, рост цен затронул ячмень и сорго.

ФАО опубликовала также и новую сводку предложения и спроса на зерновые. Так, объем производства пшеницы в 2022 году в мире прогнозируется на уровне 784 миллионов тонн, что на 1,1 процента больше, чем в 2021 году.

- Эта оценка строится на ожидании того, что не менее 20 процентов посевных площадей в Украине под озимой пшеницей не будут убраны как в результате прямого ущерба, так и нехватки или полного отсутствия ресурсов для уборки урожая. При этом имеющиеся данные указывают на сохранение благоприятных погодных условий в России, а также на хорошие виды на урожай в Европейском союзе, Индии, Китае, Северной Америке и других странах. Кроме того, благоприятные виды на урожай фуражных зерновых сохраняются в Аргентине, Бразилии и Южной Африке, - подчеркнули в ФАО.

Однако, принимая во внимание ситуацию в Украине, ФАО прогнозирует, что “объем торговли зерновыми в мире в этом сельскохозяйственном году составит 469 миллионов тонн, что несколько ниже уровня сезона 2020-2021 годов”. Но при этом ожидается, что страны ЕС и Индия увеличат экспорт пшеницы, а Аргентина, Индия и США нарастят поставки кукурузы, частично компенсировав выпадающий экспорт из Черноморского региона.

Чего не скажешь о Казахстане, где, как выяснилось, цены СХТП (сельхозтоваропроизводителей) на пшеницу выросли более чем на 20 процентов. При этом импорт пшеницы в РК по итогам прошлого года кратно увеличился, а вот валовой сбор уменьшился. Хотя по итогам 2021 года посевная площадь пшеницы в РК составила 12,9 миллиона гектаров, что на 6,2 процента больше по сравнению с 2020 годом. Увеличение посевной площади отмечается и в нынешнем году, то есть второй год подряд.

Тем не менее, согласно данным Союза полеводов Казахстана, “несмотря на рост площадей, валовой сбор пшеницы в 2021 году сократился сразу на 17,1 процента, или до 11,8 миллиона тонн”. Что привело к серьезному скачку объемов в Казахстан импорта пшеницы - так, в 2021 году ее завезли 1,2 миллиона тонн, тогда как в январе 2022 года эта цифра уже достигла 175,4 тысячи тонн, показав годовой рост в 5,6 раза.

Что будет с ценами СХТП в дальнейшем, особенно с учетом очередных скачков курса доллара, и как это отразится на розничных ценах для казахстанцев, сказать сложно, но прогноз едва ли будет оптимистичным.

Между тем странно, что в Казахстане, стране, входящей в топ-10 экспортеров зерна, уменьшаются, как было отмечено выше, объемы валового сбора зерновых. Причем ежегодно. И причин тут может быть несколько. Во-первых, низкий уровень семян. Подтверждением этому может служить недавний запрос аграриев Казахстана в Россию, связанный с отменой запрета на вывоз зерновых в РК ввиду необходимого сортообновления накануне нынешней посевной.

Во-вторых, показателем низкой урожайности вполне могут быть его заниженные цифры. Скажем, урожай мог быть собран на уровне 25-30 миллионов тонн зерновых, а официально сообщили, что он едва дотягивает до 20 миллионов. Мы, конечно, не утверждаем, что так могло быть на самом деле, однако эту версию исключать не стоит.

В-третьих, сама урожайность зерновых оставляет желать лучшего, колеблясь от 9,4 до 11, максимум 13 центнеров с гектара. В то время как ученые НПЦЗХ имени Бараева, расположенного в Акмолинской области, несколько лет назад вывели твердый сорт пшеницы, чья урожайность составила 46 центнеров с гектара. И, по словам ученых умов, это не является пределом, учитывая отсутствие ГМО и специальных добавок, которые, например, добавляют в геном зерновых в той же КНР. А значит, экологически чистый продукт из Казахстана может и должен котироваться на мировом рынке зерна ничуть не ниже, чем это происходит с пшеницей из Австралии, Канады или США.

Однако пока все происходит с точностью до наоборот. Хотя Казахстан, имея в своем распоряжении огромные посевные площади, новейшие разработки отечественных ученых, странным образом при этом никак не используемые, плюс экологическую составляющую, давно мог бы выйти в лидеры не только среди экспортеров (исходя из сегодняшней ситуации республика может лишиться этого титула), но и производителей зерна. Кем, собственно, Казахстан и являлся 30 лет назад, когда в отдельные годы урожай в стране достигал двухсот миллионов тонн...

P.S. Пока верстался номер, стало известно о решении, принятом Межведомственной комиссией по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях, о введении квотирования экспорта пшеницы и муки из Казахстана сроком с 15 апреля по 15 июня 2022 года.
- Объем квоты на пшеницу составит при этом один миллион тонн, на муку - 300 тысяч тонн, - подтвердил информацию первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров в ходе онлайн-брифинга в СЦК при Президенте РК. Добавив, что “ограничительные меры необходимы для исключения дефицита на внутреннем рынке и загрузки мукомольных предприятий”.

Нур-Султан


Статья опубликована в №037, от 12.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Ситуация внутри бублика".

Поделиться
Следуйте за нами