Алла Иванилова
Япония вслед за ЕС и США запретила экспортировать в Россию люксовые товары, в том числе роскошные автомобили и драгоценные камни. Очередная порция санкций, по мнению экспертов, открывает массу возможностей для РФ. Это основательный стимул, чтобы заняться импортозамещением. Парадокс, но, может, и Казахстану не помешали бы определенные санкции, глядишь, и мы вышли бы на должный уровень самообеспечения
Ограничительные меры дали возможность России снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта. Эксперты утверждают - это шанс развить собственное производство. Процесс диверсификации активными темпами идет в агропродовольственном секторе и сфере информационных технологий.
Но вернемся к Казахстану, где также есть немало ресурсов, чтобы производить свое, но, видимо, нет желания. На протяжении десятилетий с высоких трибун говорится об импортозамещении, однако воз и ныне там. Точнее зарубежные возы с товарами тут. Согласно статистике, за прошлый год в Казахстан импортировано продукции обрабатывающей промышленности на сумму 38,3 миллиарда долларов. В больших объемах поставляется продукция машиностроения, химической, легкой промышленности, черной металлургии, строительных материалов, цветной металлургии.
Нельзя сказать, что мы полностью зависимы от импорта. По итогам января 2022 года казахстанские компании сумели на высоком уровне обеспечить продукцией рынок муки (99,7 процента спроса перекрывают отечественные производители), яиц (97,2 процента), круп и риса (96,6 процента), красного мяса и птицы (95,5 процента), растительных масел (88,8 процента) и макаронных изделий (85,1 процента). Однако есть такие товары, импорт которых кратно превосходит экспорт. К примеру, фруктовые и овощные соки (их потребность отечественные производители покрывают только наполовину), шоколад, сахар, чай и кофе... Тот же сахар, основная доля которого завозится из России и Белоруссии, даже из Бразилии и Кубы, - характерный пример. Ведь мы сами можем выращивать (что, впрочем, и делаем) сахарную свеклу, тем более это выгодно - если пшеница дает одну тонну с гектара, то сахарная свекла - 30 тонн. Но “можем” и “делаем” - порой такая же разница, как небо и земля.
В целом Казахстан ежегодно завозит продовольствия на 3,6 миллиарда тенге, хотя половину этого объема мог бы производить сам. И не только кормить себя, но и одевать - вплоть до носков и нижнего белья. Основное сырье для производства тканей - хлопок, а у нас для его роста есть все необходимые климатические условия. Нам даже есть чем удивить изысканных модников. В Казахстане производится около 30 тысяч тонн шерсти разных видов. Есть даже собственная шерстяная порода тонкорунных овец - казахстанский меринос. Шерстинка овец этой породы толщиной всего 21 микрометр. Именно из такой шерсти изготавливают лучшие английские костюмы. Чем не люксовые товары? Как, впрочем, и такой изысканный деликатес, как икра. Благо в стране есть Каспийское море, золотым достоянием которого является черная икра.
Другой вопрос - чтобы возможности совпадали с желанием. И здесь нужна встряска, как в соседней России с санкциями. Иначе реализация программ импортозамещения растянется еще на десятилетия. К слову, после сахарного ажиотажа в республике в очередной раз задумались над самообеспечением. Провели анализ отечественной обрабатывающей промышленности, выявили потенциал, конкурентные преимущества в разрезе отраслей, а также ниши для дальнейшего развития. И самое главное - сформировали пул инвестиционных проектов, в который вошли 444 проекта импортозамещения на общую сумму 13,3 триллиона тенге. Уже в этом году в рамках Карты индустриализации регионы Казахстана запланировали запуск 90 проектов на общую сумму 1,4 триллиона тенге. В течение месяца разработают и утвердят очередную программу импортозамещения в разрезе регионов.
Называют немало причин того, что многочисленные потуги развивать собственное производство не приносят успехов. Сырье у местных производителей низкого качества и порой дороже китайского. Поэтому производители пищевой продукции вынуждены его закупать за рубежом. При этом качественное и недорогое сырье уходит на иностранные рынки, в тот же Китай. Такой вот замкнутый круг. Кроме того, территория Казахстана большая - пока доставишь сырье из одной точки в другую, оно становится золотым. Но все эти вопросы решаемы.
Миллионы вывозятся за рубеж и работают на благо других государств, а могли бы приносить пользу Казахстану. Поэтому необходимо привлекать капитал обратно домой, а самый действенный метод - замораживать активы за рубежом и дать понять олигархам: хотите жить и работать здесь, вкладывайте деньги.
Как показывает практика, только особые экстремальные условия вынуждают действовать. Дефолт 1998 года был лучшей катастрофой для некоторых стран. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Сегодня многие рассуждают так: зачем нужен зонтик, если дождя нет? И от этого долгие годы ничего не меняется. Поэтому, однозначно, встряска для экономики нужна. Так что санкции как импульс для развития экономики - это, кроме шуток, идея не такая уж и фантастическая. Вот только причин для них нет. Тогда, может, их выдумать?! Что-нибудь нестрашное в плане международного права, но достаточное для Запада. В общем, есть над чем отечественным аналитикам подумать.
Нур-Султан
Статья опубликована в №033, от 01.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Не было бы счастья, да санкции помогут".