Алина Сарсенова
В Алматы успешно прошла Международная выставка моды Central Asia Fashion Spring-2022. Производители из восьми стран: России, Индии, Турции, Казахстана, Италии, Германии, Польши и Китая представили новые коллекции. Образы на грядущий сезон для предзаказа и закупа байерами привезли в Алматы 85 фэшн-производителей и поставщиков и обменялись информацией о положении индустрии
В рамках прошедшей в Алматы 29-й Международной выставки моды Central Asia Fashion эксперты поделились мнениями о состоянии мирового и казахстанского ритейла. Специалисты обсудили реальность, проблемы и перспективы развития рынка на панельных дискуссиях и аналитических сессиях. В частности, специалист по работе с розничными сетями в Казахстане NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов рассказал о новых трансформациях спроса казахстанских покупателей: как себя чувствуют они сейчас, на что тратят деньги и остались ли в прошлом ковидные покупательские привычки?
Спикер рассказал, что покупатели стремятся вернуться к обычной доковидной жизни, однако влияние пандемии все еще присутствует. Специалист отмечает, что рост ВВП в конце 2021 года в сравнении с предыдущим годом дал положительный рост как в целом в мире, так и в Казахстане. Также он указал на преобладание оптимистического настроя.
Как делится Сергей Буланов: “Компонент индекса покупательского оптимизма состоит из нескольких основных элементов. В первую очередь, как казахстанцы относятся к перспективам трудоустройства, а мы видим, что каждый второй покупатель оценивает их как хорошие. Если говорить о материальном положении, то соотечественники в большинстве своем считают, что у них неплохое материальное положение, однако “бежать и тратить” здесь и сейчас за пределами базовых потребностей не готовы. Всего четыре из 10 покупателей имеют такую тенденцию. А также 33 процента казахстанцев по нашему исследованию отмечают, что им подняли зарплату в прошлом году. Больше всего их продолжает беспокоить рост цен на продуктовую и непродуктовую корзины. Эта тенденция сохраняется на протяжении многих лет, только в период COVID-2019 в 2020 году здоровье стало главной тревогой казахстанцев, однако сейчас мы видим, что оно уходит на третью позицию и рост цен на другие товары и услуги является вторым по значимости из главных поводов для беспокойства”.
Основными категориями по снижению трат эксперты считают категории: одежда, питание вне дома и развлечения вне дома. Таким образом, покупатели считают возможным экономить в этих направлениях в долгосрочной перспективе. В то же время казахстанцы сейчас активно тратят на обустройство дома и ремонт, а в IV квартале прошлого года заметно начали тратить больше средств на покупку одежды. При этом казахстанские покупатели отмечают, что будут стараться в долгосрочной перспективе на одежде экономить.
Интерес и жаркие дискуссии среди участников бизнес-конференции вызвала сессия с участием популярных казахстанских блогеров. Кирилл Флаймен, Диана Снегина, Яна Бобрыка и другие блогеры рассказали о собственном опыте и поделились, как сейчас воспринимать острые реакции аудитории в социальных сетях, подискутировали о необходимости бренд-амбассадоров в фэшн-бизнесе и высказались на предмет набирающих обороты хайпа и хейта.
Интересные данные персонального исследования в социальных сетях представила “лучший стилист 2021 года” Мира Берген. По информации эксперта, большинство посетителей казахстанских магазинов уверены, что владельцы выбирают товар только на собственный вкус, при этом ограничиваясь в цене и не основываясь на трендах и тенденциях мировой моды. Титулованный стилист, блогер и эксперт дала четкие рекомендации по оформлению торговых точек и улучшению сервиса. Специалист уверена: спрос на персональных стилистов и запросы покупателей в дальнейшем будет набирать популярность.
Международная выставка моды CAF уже не в первый раз на деле поддерживает молодые таланты Казахстана. В рамках церемонии открытия весеннего сезона выставки была организована зрелищная презентация работ финалистов ежегодного конкурса молодых дизайнеров New Generation. Open Way-2021, проводимого Национальной неделей моды Kazakhstan Fashion Week. Двадцать одна работа казахстанских дизайнеров из пяти регионов страны была выполнена из джинсы на тему осознанного потребления. Особое внимание посетителей привлек специальный проект выставки в разделе ART Gallery CAF “ДНК капитал Казахстана”. Вниманию представлены 10 оригинальных живописных работ молодой казахстанской художницы и блогера Асель Сабыржанкызы, известной под псевдонимом @Assolya. Она впервые презентовала широкой публике уникальную экспозицию портретов казахстанских знаменитостей, в числе которых Димаш Кудайберген, Геннадий Головкин, Джах Кхалиб, Батырхан Шукенов, Скриптонит, Жанар Дугалова, Бауыржан Момышулы. Портреты таких легендарных в истории Казахстана личностей как Динмухамед Кунаев, лидеры партии “Алаш”, ханов Керея и Жанибека художница представила в необычных техниках: “три карандаша” и “символьная графика”.
Напомним, Международная выставка моды Central Asia Fashion проводится в Алматы дважды в год (март и сентябрь) с 2006 года. Юбилейная, 30-я, выставка Central Asia Fashion Autumn-2022 пройдет с 10 по 12 августа 2022 года. Организаторы благодарят представителей СМИ за интерес к проекту. В ближайшее время по мере подготовки материалов с бизнес-конференции будут предоставлены расширенные данные с панельных дискуссий и аналитических сессий.
Статья опубликована в №031, от 29.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "На чем сэкономить? ".