ITALIANO VERO

В рубрике Образование - 2022-03-10

Александр Губерт, Ольга Зорина

Чем вдохновляет казахстанских студентов итальянский Professore Alberto Frigerio
Сегодня, когда в системе высшего образования произошли глобальные изменения и, увы, не в лучшую сторону (а к ним добавилась еще и дистанционная форма занятий), живые уроки-пары-лекции-коллоквиумы с реально стоящим перед студентами преподавателем становятся бесценными, ибо ничего и никогда не заменит прямого общения человека с человеком, студента — со своим преподавателем.


Да, не всякий педагог наделен горячим сердцем и горящими глазами, чтобы повести за собой, заинтриговать студента, удержать его внимание и вызвать в нем страстное желание получать опыт и знания. Оттого-то такие редкие экземпляры, как Альберто Фриджерио, директор Школы политики и права в алматинском Алматы Менеджмент Университете (AlmaU), могут стать для студентов большим подарком.
Альберто Фриджерио — молодой итальянец с веселым темпераментом, с огромной базой знаний, полученных в лучших европейских университетах, и большим желанием делиться своим опытом с казахстанской молодежью, быстро стал кумиром в алматинском вузе.

От Милана до Алматы
— В Казахстане я живу почти восемь лет. Приехал из небольшого городка Монца, что недалеко от Милана, — рассказывает Альберто Фриджерио. — До приезда в Алматы немного кочевал по разным городам и странам, получая образовательный опыт в Стокгольме, затем — в Лос-Анджелесе, снова в Милане, Лукке, опять в Стокгольме и Милане. И только после получения научной степени PhD я стал интересоваться педагогической деятельностью и развитием своей карьеры, и когда мне пришло приглашение из казахстанского вуза, я сразу его принял. Дело в том, что моя супруга — казашка. Я познакомился с ней в Лукке, где мы учились вместе в докторантуре. Но еще до встречи с ней я многое знал о Казахстане, потому что мой старший брат работал в университете KIMEP в Алматы и тоже был женат на казашке. Это странная судьба, и никто из нас об этом не договаривался, но так случайно сложилось. Мой брат прожил в Алматы десять лет, сейчас он живет в США.

Любовь с первого взгляда
— Мне понравился Казахстан при первом же взгляде, потому что, оказалось, есть много тонкостей и схожести между итальянцами и казахами — это радушие, гостеприимство, детальное внимание к еде, темперамент. И Алматы я полюбил сразу. Это очень современный, живой международный мегаполис, в котором сконцентрированы самые интересные культурные места, спорт, развлечения, рестораны. И все активности находятся близко друг к другу. Кухня здесь невероятно разнообразная и вкусная. Очень сильно меня привлекает и такая особенность города, как его близость к горам, природным паркам, озерам и рекам. Можно просто сесть в городской автобус и быстро оказаться на Медеу или подняться на фуникулере к горнолыжному курорту «Шымбулак». Естественные природные ландшафты, пение птиц по всему городу, приветливые и доброжелательные алматинцы наполняют мое сердце позитивом и радостью.

Школа политики
и права как инструмент самостоятельности
— В университете я не только преподаю, но и руковожу Школой политики и права. Школа тесно связана с профессиональным сообществом (юристы, политологи, PR-специалисты), гражданским обществом и НПО. Вовлекая их в деятельность школы, мы стараемся развивать у студентов профессиональный подход и критическое мышление. Есть направления, на которых делается основной акцент, — это коммуникации, вовлеченность и международное развитие. И хотя не так давно структура школы изменилась, как и ее наименование, главная миссия и видение ее деятельности остались прежними. Существует учреждение с 2013 года, и сегодня его задачи направлены на развитие вузовской специализации в ведении международных отношений и юриспруденции.
Мы стараемся на базе нашей школы вовлекать студентов не только в получение теоретических знаний, но и в практику, которая могла бы быть применена для локального развития. Именно потому мы тесно сотрудничаем с неправительственными организациями Казахстана, чтобы студенты могли напрямую работать с ними, быть вовлеченными в волонтерскую деятельность. Это делается и для того, чтобы они развивали свой эмоциональный интеллект и больше взаимодействовали с людьми напрямую. Такую практику мы ведем с первого курса и стараемся давать студентам примерно 20 процентов материала теоретического и 80 практического, что демонстрирует хорошие результаты буквально сразу. Уже после первого года обучения в нашей школе студенты добиваются большого прогресса в самостоятельной деятельности и саморазвитии. Также наш университет предлагает обширный доступ к программам академической мобильности, мы сотрудничаем со многими вузами Европы и Америки, но, если у кого-то возникает желание учиться в Италии, я лично рекомендую быть на связи с итальянским посольством, чтобы отслеживать информацию о стипендиях и грантах в итальянских вузах. В последние годы ситуация с продолжением образования за рубежом усложнилась в связи с пандемией, но все равно есть центры, которые помогают найти простой путь для преодоления разных бюрократических алгоритмов.

Самые странные
вопросы от студентов
— Такие вопросы случаются часто, бывают и курьезные. Однако, когда я был моложе (смеется), вопросов было больше, — признается Альберто Фиджерио. — Сегодня все вопросы можно разделить на четыре категории. Первая — о футболе, когда мужская часть студентов интересуется, за какую команду я болею. Вторая — о еде, о том, как правильно приготовить какие-то блюда итальянской кухни. Третья — о возможности поступления в магистратуру в Италии и четвертая, когда ребята интересуются тонкостями изучения итальянского языка. Из футбольных команд, к слову, я предпочитаю игру клуба «Сампдории» из Генуи, но здесь он не так известен, как «Ювентус», «Милан» и «Интер». В Казахстане, кстати, знают только три этих клуба, а их в Италии десятки, потому что футбол очень популярен, и мы все всегда находим время, чтобы поболеть за любимые команды, чтобы обсудить игру. В Алматы, я знаю, есть «Кайрат», и у меня даже есть футболка с логотипом этого клуба, и я очень хотел бы посмотреть его игру. Из казахстанских национальных игр видел однажды кокпар в Туркестанской области, и не скажу, что испытал культурный шок, скорее, мне было интересно это увидеть своими глазами.

О вызовах в работе
со студентами
— Из отвлекающих от занятий увлечений своих студентов я бы назвал их привязанность к мобильным телефонам, из-за которых они часто теряют концентрацию внимания на получение учебной информации. Многие из них страдают и так называемой прокрастинацией, то есть склонностью к постоянному откладыванию дел на потом, забывая о дедлайнах. Но, в принципе, это не мешает им давать хорошие результаты, быстро адаптироваться к ситуации.

О пицце и пасте
— В нашем вузе мы ежегодно проводим международный день культуры разных стран мира, и почему-то мои студенты всегда выбирают в качестве презентации Италию. Я всегда с удовольствием помогаю им готовиться к этому событию и готовлю пиццу, чтобы угостить ею своих подопечных. Сам я, конечно — certo, отдаю предпочтение итальянской еде. Это же генетические привычки и традиции. Сам готовлю пиццу, пасту как истинный итальянский мужчина. Больше всего обожаю пасту aglio, olio e pepperoncino, потому что делается она очень быстро. Из самых доступных продуктов: только паста, чеснок, перец и оливковое масло. Сегодня в Казахстане можно легко найти все необходимые для кулинарии итальянские продукты.

Откровение бывшей студентки
Одной из учениц Альберто Фриджерио является Васила Юлдашева, оставшаяся после учебы работать в своей alma-mater (хорошо перекликается с AlmaU!). Сама похожа на итальянку и даже немного на Джоконду, она менеджер Школы политики и права, знает несколько языков, мастерски владеет навыками ведения коммуникаций. В нашей беседе она выступила в роли переводчика, и захотелось спросить ее, что лично для себя полезного и интересного получила она от общения с итальянским преподавателем.
— На самом деле от доктора Фриджерио мы все на курсе получили много теплых эмоций, потому что он очень яркий человек, — ответила девушка. — Он не сомневается в ценности своих студентов, подходит к каждому индивидуально, помогает развивать интеллектуальный потенциал, и, что любопытно, в ряду многих его ассистентов его же бывшие студенты. Он старается поддерживать студентов после окончания вуза, встречается с ними для походов в музеи, горы, совершает прогулки по городу, причем всегда познавательные. Мы, например, вместе с ним изучали архитектуру Алматы, гуляя по городу, писали после посещения музея Кастеева эссе, в котором давали свои рекомендации о том, как развить управление в этом институте культуры. Эти эссе были опубликованы в местном журнале. С доктором Фриджерио нам всегда было интересно, потому что он превращал нашу учебу во вдохновляющий процесс. И работать с ним оказалось легко. До того как начать сотрудничать с ним я успела побывать во многих компаниях, где руководителями были казахстанцы, и в качестве сравнения могу отметить, что если работа с ними была легче, то справляться с ней приходилось сложнее за счет постоянного контроля. Дело в том, что управление в Казахстане больше нацелено на контроль, нежели на эффективность и качество, и этот контроль не дает возможности для креатива и удовольствия. А с доктором Фриджерио работа дается легче, интереснее, эффективнее, и эта эффективность достигается путем его открытости, эмпатии и доверия. Рядом с ним все время учишься чему-то новому. Я наслаждаюсь сегодня своим новым опытом, получая удовольствие от своей деятельности. Доктор Фриджерио один такой у нас, мы его очень любим и не хотим никуда отпускать.
А он и не собирается пока никуда уходить из вуза, ставшего для него вторым домом. Побольше бы таких профессоров нашим университетам!


Статья опубликована в №10, от 10.03.2022 газеты ""МК" в Казахстане" под заголовком "ITALIANO VERO".

Поделиться