«ЗДРАВСТВУИТЕ, МИСТЕР БОГ!..»

В рубрике Культура - 2022-03-09

Ольга Зорина

Театральная компания «Тотальный театр» представила алматинскому зрителю совершенно потрясающий воображение спектакль «Я есть». Умный, теплый, уютный, погружающий в туманы Лондона, он о способности спокойно воспринимать жизнь «в моменте».

«Профессионально созданное чудо»
Так написала о спектакле «Я есть», представленном в Тотальном театре Алматы, Марина Константинова — автор фото для этой публикации, и точнее не скажешь.
То, что показали зрителю режиссер и актер театра Антон Зайцев, его арт-директор, актриса и автор инсценировки пьесы Елена Локшина, художник Юля Чернова и вкупе с ними «артистка из Москвы» — уникальная «живая кукла», созданная по конструкции известного художника-кукольника, российского деятеля культуры и искусств Владимира Захарова, иначе чем волшебством не назовешь. Немногим больше, чем за час, спектакль переформатировал страхи на понимание невидимых глазу ценностей, дал возможность взглянуть с другой стороны на вопросы жизни и смерти, дружбы и любви, доверия к Вселенной и маленькому ребенку.
В основе спектакля действительно совершенно потрясающий текст и его содержание, и странно, что мы о нем никогда не слышали. Пьеса «Я есть», написанная для спектакля Антоном Зайцевым, основана на книге «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» английского автора бестселлеров в жанре биографического романа Сидни Джорджа Хопкинса, больше известного под псевдонимом Финн.

Анна учит нас говорить «я есть!»

В своей книге, изданной в 1974 году, Хопкинс описывает приключения пятилетней девочки Анны и ее 19-летнего друга Финна, прообразом которого явился сам автор. Сидней Джордж Хопкинс родился в 1919  году в Лондоне, учился в местной языковой школе, где получил прозвище Черный рыцарь (позднее оно войдет в название еще одной книги). Предположительно в период 1935-1939 годов он общался с маленькой Анной, и есть версия, что девочка погибла в автокатастрофе. Подавленный ее смертью, писатель и сам то ли попал в аварию, то ли упал со скалы, получив травму позвоночника, фобию падения и хроническую бессонницу, от которых лечился у известного психиатра Ливуда (его случай описан в книге этого врача «Ответ мистера Лайварда»). Свои книги об Анне Финн начал писать в начале 70-х годов, и после того как роман «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» стал в европейских странах бестселлером, он написал еще две части трилогии — это «Книга Анны», «Анна и Черный рыцарь». До самой смерти Хопкинса в 1999 году его настоящая личность не разглашалась, но и сегодня не каждый ответит на вопрос, кто же на самом деле является автором книги, способной изменить сознание.

Прислушаться к ребенку
А история адаптированной для спектакля пьесы начинается на улицах лондонского Ист-Энда в середине 1930-х годов. Блуждая ночью по докам, Финн обращает внимание на маленькую девочку, садится рядом с ней и вовлекает ее в разговор. Не в силах узнать, откуда она взялась, Финн забирает ребенка домой, где обнаруживает, что она сбежала от жестокого обращения. Следующие три года она проводит в качестве неразлучной спутницы Финна. Анна оказывается духовным инквизитором по натуре, исследующим мир и самостоятельно находящим абсолютно простые ответы на все вопросы. «В пять лет Анна совершенно точно знала цель бытия, знала смысл любви и была личным другом и помощником господина Бога. В шесть лет Анна была теологом, математиком, философом, поэтом и садовником. Анна участвует во всем. Суть книги — философия ребенка, у которого достаточно мудрости, чтобы понять больше, чем от него ожидают», — напишут в одной из рецензий на книгу. Такой же нам показывает ее и Финн, точнее Антон, перевоплотившийся в героя книги. Парень удивляется девочке, прислушивается к ней и старается понять логику ее мышления. Он не перебивает ее, как это обычно делают взрослые при общении с детьми, не противоречит ей и не исправляет то, что она говорит. Он старается отыскать истоки здравого смысла в ее детской душе. Анна, возможно, и не так необыкновенна, но такой ее видит и любит Финн, и такой воспринимаем ее и мы. «От ее веселого хихиканья я словно захлопнул дверь ноября и шагнул в теплый июнь», — размышляет Финн.
Каждый ребенок познает мир по-своему, но не к каждому прислушиваются так внимательно, как это умеет Финн. «Понять, чем человек отличается от ангела, очень просто. Ангел по большей части внутри, а человек — снаружи», — говорит Анна. И еще она считает, что каждый любящий кого-то человек есть внутри другого, на уровне живота. И адрес умершего человека — это не могила, а сердце и память любящих его людей. Да и смерть не так страшна, если посмотреть на нее глазами Анны: «К смерти нужно было хорошенько подготовиться, а единственной возможной подготовкой к смерти была настоящая жизнь».

Своевременность новых размышлений
Финн и его «живая кукла», а также все образы, которые с большим артистизмом и юмором подала Елена Локшина, все механические объекты, которые внезапно возникают перед глазами сквозь дымку лондонских туманов, производят магическое воздействие на зрителя. И выражается оно в открывающейся в сердце любви — к этому миру, себе и к этому новому театральному пространству, в котором со зрителем не играют, а обнажают перед ним душу.
— Театр любит определенная прослойка, но нуждаются в нем на самом деле все. Нельзя питать человека и общество только суррогатами — телевизорами, гаджетами. Пусть это своего рода тоже наполнение, но оно зачастую бывает и разрушительным. Я верю, что в душе людей, увидевших наши спектакли, что-то откликнется. Человек может не понимать чего-то, но он почувствует главное. Мы рассуждаем так: если спасем хотя бы одну душу или жизнь, наша миссия уже не напрасна, — сказала в одном из своих интервью для «МК» Елена Локшина.
И она же пояснила основную идею, почему для постановки выбран именно этот роман, который сам автор вовсе не преподносил как произведение драматургическое. «Я есть» — это спектакль-магия, спектакль глубоких мыслей, спектакль, который трогает до глубины души... Надеемся, что мы передали все то, что хотели. Все эмоции и переживания!»
— На самом деле материал показался нам важным сейчас, потому как спектакль в целом об осознанности, о пробуждении, об ином отношении к миру. Парень был потрясен тем, что маленький ребенок, не имеющий жизненного опыта, обладает такой эмпатией и таким взглядом на мир, который он тоже хочет перенять, и со временем Финн меняется внутренне. Нам показалось, что такие переосмысления очень своевременны, потому что мир сегодня загнан в ситуацию, когда люди не видят просвета и кажется, что вся планета насыщена настолько негативными событиями, начиная с пандемии и заканчивая январскими событиями в Казахстане и ситуацией на Украине. И если раньше ты думал, что только в твоей стране происходят какие-то нехорошие процессы, а где-то лучше, то теперь весь мир стал таким маленьким и ты понимаешь, что уезжать-то с этой планеты некуда. И если ты раньше думал — ай, поеду в Америку, например, там лучше, то сегодня есть ощущение, что на всей земле одна сплошная красная зона, и ты накаляешься, и единственное, что тебя может спасти, — это совершенно иной взгляд на все, что происходит. То есть, если направить взгляд внутрь себя, то можно вдруг понять, что ты везде дома, ты и есть сам свой, и ты сам свой собственный, и твоя жизнь и счастье — это ты сам независимо от того, на какой точке планеты находишься.
А из сложностей для создания этого спектакля главными оказались сам материал книги и поиск подходящего пространства, в котором можно было бы включать в работу дым, запахи, механические конструкции.
— Это был долгий путь работы с материалом, и всякий раз мы делали новую вариацию спектакля, — говорит Антон Зайцев. — И даже декорации уже создавали для пространства в «Трансформе», и наш художник Юля два с половиной года рисовала разные картинки, чтобы мы в итоге получили то, что смогли увидеть зрители в ТТ, — делится Антон Зайцев. — Но благодаря этому спектаклю мы, наконец, нашли и помещение, в котором сделали ремонт и обосновались. Мы искали такое пространство, где можно было бы дать много дыма и тумана, и не каждая сцена нам подходила, чтобы создать нужную атмосферу. Мы с ног сбились в поисках пространства, чтобы, в конце концов, найти вот такое здание. Куклу на запястье мы, к слову, тоже пытались сделать сами, но в итоге заказали у прекрасного мастера-кукольника из Москвы.
— Мы ее прозвали артисткой из Москвы, — подхватывает беседу Елена Локшина. — Это дерзкая, такая своенравная девочка, которую мы сразу полюбили.
Полюбил живую куклу Анну и зритель. А кто не знал о спектакле «Я есть» или не успел его посмотреть, может это сделать 17 и 18 марта. Говорите себе чаще «я есть!» и прислушивайтесь к маленьким детям.

Фото Марины Константиновой.


Статья опубликована в №09, от 02.03.2022 газеты ""МК" в Казахстане" под заголовком "«ЗДРАВСТВУИТЕ, МИСТЕР БОГ!..»".

Поделиться