Театральная весна

В рубрике Культура - 2022-03-10

Ольга Шишанова

Накануне первого весеннего праздника в столичном театре “Астана Балет” прошел праздничный гала-концерт, на котором блистали артисты, исполняющие номера из спектаклей “Баядерка” и “Шопениана”, “Триумф” и “Лебедь”, “Спартак” и “Корсар”

Открывали программу сцены из балета “Баядерка”, одной из самых знаменитых мировых постановок балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Литературной основой либретто этого спектакля стали сразу два произведения - драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием “Шакунтала” и баллада Гете “Бог и баядерка”. Напомним, что само слово “баядерка” означает индийскую храмовую танцовщицу, обученную сакральному искусству танца. Так что неслучайно действие спектакля разворачивается в Индии во времена глубокой древности, а главными героями выступают индийская танцовщица Никия и храбрый воин Солор. К слову, в своей хореографии Петипа будто заглянул в будущее и предвосхитил творчество Джорджа Баланчина и его современников, которые создали бессюжетный белый балет. Иными словами, речь идет о сцене “Тени”, которую сегодня часто исполняют отдельно от спектакля.

Ну а номер Pas d’action из балета “Баядерка”, представленный на этот раз на сцене столичного театра - это одна из кульминационных сцен, в которой участвовали не только солисты, но и кордебалет труппы. На подмостках развернулась пышная свадебная церемония, в которой участвовали дочь раджи и благородный воин Солор. Причем нужно отметить, что театр “Астана Балет” впервые обратился к столь сложной и выразительной форме показа. Тем не менее торжественная и красивая сцена позволила артистам театра продемонстрировать не только виртуозную технику и высокое исполнительское мастерство, но и великолепные актерские данные.

Не менее интересными и выразительными оказались сцены из знаменитых спектаклей “Спартак” и “Корсар”. Но если в первом лейтмотивом являлись героизм, борьба за свободу и преданная любовь, то второй получил свою известность как красочный балет на приключенческую тему из жизни корсаров, созданный на музыку четырех композиторов Адольфа Адана, Лео Делиба, Рикардо Дриго и Цезаря Пуни.

Кроме того, “Спартак” был и остается самой великой и известной постановкой Хачатуряна, за которую автор был награжден орденом, тогда как фрагменты этого произведения можно встретить в двух сериях популярной мультипликационной франшизы “Ледниковый период”, а именно “Глобальное потепление” и “Эра динозавров”. Но в то же время странно, что о таком известном герое как Спартак до наших дней дошло крайне мало информации, поэтому либреттистам часто приходилось и приходится досочинить его биографию.

Этого не скажешь о героях спектакля “Корсар”, созданного по одноименной поэме Байрона, для которого либреттисты балетных спектаклей XIX века Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Конечно, со времени постановки спектакля хореография балета неоднократно менялась, в него даже добавлялись музыкальные номера и новые оркестровки, однако сюжет оставался прежним с 1856 года и до наших дней.

Вторая часть торжественного концерта была посвящена дивертисменту “Триумф” на музыку Петра Чайковского в постановке казахстанского хореографа Айнуры Абильгазиной.

- Было немного сложно совмещать репетиции по репертуару, заниматься постановкой, решать вопросы с дизайном костюмов. Но работа с артистами принесла мне огромное удовольствие. Я видела, что им нравится моя постановка, и для меня важно было дать им также возможность показать себя. Я признательна всем за проделанную работу, - поделилась Абильгазина в своем рассказе о работе над спектаклем.

Кроме того, по словам хореографа, “Триумф” - это воспевание темы классического искусства, восхищение им, выраженное на языке академического танца. И пусть при этом пятнадцатиминутная постановка оказалась насыщена сложными поддержками и вращениями, артисты театра “Астана Балет” в очередной раз доказали, что им подвластны любые танцевальные жанры, будь то неоклассика, контемпорари, модерн или основа основ - классический балет.

- Хочу отметить, что русский балет, как и русская музыка, знамениты на весь мир, причем мы до сих пор обучаемся балетному искусству по Вагановской системе. И да, мужская выучка у нас сильнее, чем во многих странах, так что в своей постановке, подчеркивая это, мне хотелось отдать дань тому, что в нас воспитали, чему нас обучили, - заключила Айнур Абильгазина.

Это также подчеркивали и знатоки балетного искусства, по словам которых у хореографа оказался необычайно тонкий художественный вкус. Выбор музыки - сложной, полифоничной, за которую осмелился бы взяться не каждый молодой и начинающий хореограф, также оказался не случайным, а именно тем, с помощью чего Айнур сумела передать настроение сложной и необычной хореографии в своей постановке.

Фото Пресс-служба “Астана балет”

Нур-Султан


Статья опубликована в №025, от 10.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Театральная весна".

Поделиться