ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-03-10

Ольга Шишанова

Кто отвечает за противопаводковые мероприятия? Почему в стране до сих пор не принят закон “О безопасности гидротехнических сооружений”? И когда, наконец, население Казахстана перестанет бояться ежегодного затопления своих домов и порчи имущества? Этими вопросами в своем очередном депутатском запросе снова озаботились депутаты Мажилиса Парламента РК

По словам депутатов, еще прошлой весной они заметили парадокс - МЧС РК рапортует о стабильной ситуации в отношении противопаводковых мероприятий, а как только дело доходит до разгула весенней стихии, то населенные пункты опять оказываются затопленными, население страдает, наносится ущерб имуществу - как личному, так и общественному.
Вот и в нынешнем году, согласно данным первого вице-министра по чрезвычайным ситуациям Казахстана Ибрагима Кульшимбаева, “риски подтопления сохраняются для 276 населенных пунктов с численностью населения свыше 270 тысяч человек, тогда как на подготовку к весенне-паводковым работам акиматам всех регионов выделили 36,6 миллиарда тенге (87 миллионов долларов)”. Однако при этом представитель МЧС заверяет, что “на сегодняшний день угрозы подтопления в регионах республики нет”. В чем депутаты видят явное противоречие.

Тем более что, согласно гидрологическому прогнозу РГП “Казгидромет”, ситуация с накоплением снеговых запасов в стране в этом году, впрочем, как почти и всегда, неравномерна. Иными словами, “объемы накопленных влагозапасов в снежном покрове на севере и центре республики дают основание быть готовым к половодью, а практическое отсутствие снежного покрова на юге и юго-западе - к маловодью”.
Более того, на территории Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областей в снежном покрове наблюдается ледяная корка над поверхностью слоя почвы, которая при резком повышении температурного фона и сильных дождях может привести к возникновению тало-дождевых паводков. А учитывая, что “запасы воды в снежном покрове в Акмолинской области выше среднемноголетних значений на 25 процентов, в бассейнах рек Караторгай и Торгай выше среднемноголетних значений на 57 процентов, в Западно-Казахстанской области в бассейнах рек Чижа-2 и Утва выше среднемноголетних значений на 22 процента, исключать явного подтопления точно не стоит.
- То есть главное прогнозное ведомство прямо говорит о том, что в определенных регионах страны есть угроза паводков. А МЧС заверяет в обратном. Что делать? - недоумевают депутаты, одновременно обращая внимание на антропогенный фактор.
Во-первых, это гидротехнические сооружения, многие из которых не имеют правоустанавливающих документов. Так, на реке Ойыл в Актюбинской области построено около 56 различных плотин, большинство из которых возведено незаконно. Местным исполнительным органам было поручено разобраться с этим вопросом, однако на сегодняшний день только шесть заграждений из 56 было убрано. Но хуже всего тот факт, что из 653 имеющихся гидротехнических сооружений 268 нуждаются в срочном ремонте, а фактический износ водохозяйственных объектов уже превышает 60 процентов. Что означает только одно - по техническому состоянию такие водные сооружения можно отнести к объектам повышенной аварийной опасности, которые тоже могут проявить себя негативными последствиями во время половодья. И никто за это не будет нести ответственности - по словам депутатов, “в республике до сих пор нет отдельного закона о безопасности гидротехнических сооружений”.
Во-вторых, это размещение поселков, производств или иных объектов непосредственно вблизи рек, что вызывает необходимость пересмотра “Правил установления водоохранных зон и полос”.
- Дело в том, что эти зоны и полосы сегодня выделяются только в связи с экологическими задачами, тогда как очевидно, что должны быть учтены и задачи в области ЧС. Однако сегодня “в пределах водоохранных зон выделяются водоохранные полосы шириной не менее тридцати пяти метров, прилегающие к водному объекту, на территории которых устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности”. Полагаем, что ширина водоохранных полос должна учитывать значения половодий, то есть отметку высоких вод - до какого уровня доходит вода при весеннем половодье. И если какая-то территория вблизи рек и озер в силу природных факторов подвержена подтоплениям, то логично запретить размещать на этой территории населенные пункты и производства. Проще говоря, не надо строить в пойме рек, для чего нужен соответствующий законодательно закрепленный запрет, - настаивают мажилисмены.

К слову, этот вопрос уже поднимался в прошлом году, однако Правительство страны “этот пункт полностью проигнорировало”.

Нур-Султан


Статья опубликована в №025, от 10.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ".

Поделиться