В инклюзивном образовании есть сдвиги

В рубрике Исследования - 2022-03-10

Зухра Табаева

В Алматы 3 и 4 марта прошел международный круглый стол, организованный Высшей школой гуманитарных наук и Центром личностно-профессионального роста Caspian University на тему “Инклюзивное образование как путь развития гуманизации общества”

Круглый стол проходил в гибридном формате. В его работе приняли участие преподаватели университетов Казахстана, России и Украины, учителя коррекционных школ-интернатов и студенты Caspian University.

Мероприятие открыло выступление Аружан Саин, уполномоченной по правам ребенка в Республике Казахстан, члена попечительского совета общественного фонда “Қазақстан Халқына”. Ее доклад был посвящен реформам, направленным на поддержку детей с инвалидностью.

- Сегодня мы обязаны признать, что Казахстан действует в рамках системы, которая не настроена на то, чтобы вовремя сохранить функциональные возможности человека, на уровне профилактики выявить детей из группы риска и предпринять все шаги для того, чтобы сохранить их здоровье и не допустить инвалидизации, - заявила Аружан Саин. - К сожалению, мы живем в системе, которая генерирует людей с ограниченными возможностями. И как следствие отсутствия профилактики, скринингов, раннего вмешательства и своевременной полноценной, комплексной реабилитации у нас есть люди, для которых нужны специальные условия. Они нуждаются в специальных социальных и образовательных услугах. Это прямое нарушение прав человека, когда можно сохранить здоровье, зрение, слух, возможность передвигаться, но для достижения этого на ранних этапах ничего не сделано.

Аружан Саин сообщила, что в связи с этим вместе с коллегами, авторитетными специалистами, родителями и родственниками людей с ограниченными возможностями обращалась к пяти министрам здравоохранения РК.

- Никто не хотел проводить исследования, а именно исследования - это основа любого анализа, решения любой проблемы. И мы были вынуждены проводить эти исследования сами. Нам пришлось объяснять, что наши дети упустили золотое время, а если бы они вовремя получили необходимую раннюю реабилитацию, то избежали бы многих проблем, - сожалеет Аружан. - Для них, к сожалению, уже ничего нельзя изменить. Мы хотим помочь тем, кто родится завтра, чтобы они не повторили судьбы наших детей. Мною движет очень мощная сила, поэтому я предпринимаю все попытки, поэтому стала уполномоченной по правам ребенка в Республике Казахстан. В нашей стране есть скрининги, которые до рождения ребенка позволяют предотвратить нарушения. Есть генетики в женских консультациях, определяющие риски.

Саин рассказала, что после рождения ребенка в ранние сроки проводятся офтальмологический (с использованием офтальмоскопа), аудиологический скрининги, скрининг психофизического развития. Сегодня в РК только 15 процентов учреждений оснащены офтальмоскопами. Не хватает специалистов офтальмологов, а также лазерных установок, при помощи которых на раннем этапе устраняется выявленная патология. В итоге при ретинопатии недоношенных упускается золотое время (от трех недель до трех месяцев) для оказания эффективной помощи ребенку. Столь же актуально и раннее слухопротезирование, но оборудование для проведения аудиологического скринринга есть лишь у 30 процентов учреждений. Аружан Саин призналась, что пока не смогла добиться скрининга на наследственные заболевания нарушений обмена веществ. По ее словам, позитивные сдвиги стали возможны, когда Минздрав РК возглавил Елжан Биртанов. Он создал департамент социальной медицины, вступило в силу межведомственное взаимодействие. При участии авторитетных специалистов, профессоров создана Дорожная карта по улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями, которую подписал Премьер-Министр РК в августе 2020 года. Хотя уполномоченная по правам ребенка в РК не довольна темпами ее реализации. В финале выступления спикер коснулась статистики: в 1993 году в Казахстане на 100 тысяч населения приходилось 23,3 случая с ДЦП, в 2016 году на 100 тысяч - 83.

С приветственным словом к гостям обратилась Жамила Идрисовна Намазбаева, директор Центра личностно-профессионального роста Caspian University, доктор психологических наук, почетный академик НАН РК. Ее выступление было посвящено проблемным вопросам. Академик считает, что сегодня в Казахстане нет широкой общественной дискуссии по инклюзии, ограничена законодательная база, к тому же требуется ее обновление. Нет работ по этническим особенностям инклюзии, также на научной основе не разрабатывают вопросы желательного и нежелательного добрососедства. Недостаточно методических пособий для педагогов. “Я далека от мысли, что ничего не делается, но крупицы научных исследований не дошли до практики”, - подчеркнула в своей речи Жамиля Идрисовна. По ее мнению, нужно разработать философско-правовые аспекты инклюзии, организовать дежурные психологические и юридические центры, систематически информировать родителей о социальных льготах. Также она добавила, что всегда нужно помнить о своей истории, ведь только у кочевых народов было принято относиться к особенным людям как к ангелам, тогда как в западных странах к ним применялись жесткие меры.

Алия Ермагамбет, старший преподаватель КазНЖПУ, выступила с докладом “Пути использования сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями”.

Алия Байздрахманова, кандидат психологических наук, рассказала о профилактике эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий в пространстве инклюзии: “Избежать эмоционального выгорания очень сложно, и если его вовремя не распознать, то педагог с таким синдромом скорее нанесет воспитанникам вред, нежели принесет пользу. Невольно задумываешься, возможно ли работать до 63 лет в таких условиях? Думаю, учителя коррекционных школ в первую очередь заслуживают льготного выхода на пенсию по выслуге лет”.

Команда Enactus Caspian University презентовала студенческий проект Special Ones, нацеленный на работу с детьми с расстройством аутистистического спектра, их адаптацию и помощь в выздоровлении. Куратор проекта - Эльминур Курбанова.

Вениамин Алаев, руководитель Комиссии по правам людей с инвалидностью имени К. Иманалиева, раскрыл тему “Человек в социальной среде: что волнует людей с инвалидностью”. Он отметил, что в РК живут 700 тысяч человек с инвалидностью, и они нуждаются в системных переменах. Также он озвучил, как можно улучшить жизнь студентов с ограниченными возможностями.

В работе круглого стола приняли участие Роза Серкебаева, директор специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 для детей с нарушениями слуха, и Бахытгуль Жумадилова, заместитель директора школы-интерната № 4 для слепых и слабовидящих детей, преподаватель физики. “Сейчас у нас обучаются 247 детей, 20 из них заканчивают 10-й класс. Наши дети учатся 12 лет, ЕНТ сдают на общих основаниях, поступают в вузы. В школе есть музыкальное отделение, оркестр, большинство учащихся играют на домбре. После школы кто-то работает в фондах, многие становятся массажистами, поварами, флористами, - рассказывает Бахытгуль Жумадилова. - Проблема в том, что на рабочих местах слабовидящим специалистам сложно выдержать конкуренцию”.

Завершали круглый стол выступления зарубежных спикеров. Виталий Константинович Шабельников, доктор психологических наук, профессор Института психологии Л.В. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), выступил на тему “Этнокультурные основы инклюзивного образования”. Профессор сделал акцент на том, что инвалидов нужно активнее включать в социальную жизнь общества.

Несмотря на сложные условия в Украине, на связь вышла Ирина Алексеевна Сиданич, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, администрирования и специального образования Университета менеджмента образования Национальной академии педагогических наук Украины (г. Киев). Она рассказала об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивной среды. Прозвучало, что сейчас в Украине более одного миллиона детей нуждаются в коррекции физического или психического развития - это 12 процентов детского населения. С учетом того, что наработан огромный опыт в организации инклюзивного образования, профессор Седанич предложила сотрудничество.

Модераторами круглого стола выступили к.ф.н. Жибек Ногайбаева и PhDС Оксана Киричок. Четвертого марта мероприятие продолжилось при активном участии студентов.

Фото Талгата Галимова


Статья опубликована в №025, от 10.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "В инклюзивном образовании есть сдвиги".

Поделиться