Арина Радионова
Мировую экономику продолжает трясти. А казахстанскую ждет наплыв дешевого импорта из России. Для рядовых потребителей недорогие бытовые товары и продовольствие из РФ - это благо, а вот для отечественных производителей - удар под дых. Почему и что делать в этой ситуации - попробуем разобраться
Основной объем импорта в Казахстан идет из Российской Федерации. Из 41 миллиарда долларов в прошлом году на долю России пришлось чуть больше 17 миллиардов. Причем часть сделок идет в национальных валютах. Точнее, так: бОльшая часть сделок оплачивалась в рублях (РФ использует рубли для оплаты чуть более 60 процентов торгового оборота с РК) и меньшая (менее 10 процентов торгового оборота) - в тенге. Об этом еще год назад сообщал Евразийский банк развития.
Вполне логично, что любые изменения с валютой соседей весьма чувствительно отражаются и на нашей экономике.
Чтобы понять как, достаточно вспомнить 2014-2015 годы и тот факт, что масштабная девальвация лета 2015-го - прямое последствие ослабления российского рубля. Тогда, с осени 2014-го, рубль к доллару упал с 30-35 до 65 рублей (5,3 до 2,8 тенге за рубль), одномоментно сделав все товары в РФ доступными для казахстанских покупателей. В тот сезон все приграничные (и не только) регионы Казахстана массово скупали в России как бытовые товары, так и автомашины. За ноябрь-декабрь 2014 года в Казахстан завезли из РФ более 22 тысяч машин (и это только задекларированные, еще столько же ездили по доверенности с российскими номерами). Еще тысяч 30-40 - в течение первого квартала 2015 года. Тогда казахстанские власти вынуждены были пойти на радикальные меры поддержки отечественного автопрома - выдавать кредиты на казахстанские авто под льготные четыре процента годовых.
Впрочем, это коснулось не только промпроизводства, но и пищепрома. Дешевый рубль сделал российские товары более конкурентоспособными по цене на нашем, и не только, рынке.
Добавить к этому истощение ресурсов Нацбанка, вливавшего миллиарды в поддержание курса в запланированном коридоре, пытаясь сдержать инфляцию, и в результате мы получили сразу два скачка курса за полтора года.
Разумеется, накануне большие финансисты пытались успокаивать граждан, что-де девальвации не будет и вообще, экономика сильная, мы выдюжим. Так, 21 января 2014 года бывший в то время главой Нацбанка Кайрат Келимбетов на брифинге сообщил, что “в Казахстане причин для девальвации тенге нет”. А 11 февраля курс скакнул со 155 тенге за доллар до 185.
Кстати, февральская девальвация 2014 года позволила продержаться тенге еще почти 10 месяцев: если бы не она, курс тенге укрепился бы к рублю еще в начале года, а не в конце, как в итоге получилось. В январе-феврале 2014 года за рубль уже давали меньше 5 тенге (нижняя граница составляла 4,4 рубля).
За год Казахстан на интервенциях для поддержания курса потерял больше 32 миллиардов долларов.
Но и эта девальвация не привела к паритету стоимости доллара на казахстанском и российском рынках. Если взять за базу традиционный курс тенге к рублю как пять к одному, то уже в том августе в Казахстане цена американской валюты должна была составить 330 тенге. Так что еще полгода тенге потихоньку просто “подтягивался” до паритета.
А вот теперь о нынешней ситуации.
Курс рубля упал до 3-3,8 тенге за рубль. Это минимум с лета 2015 года.
Для казахстанских обывателей, которые надеются на недорогой товар из России, это неплохо - в Казахстан вполне могут хлынуть промтовары, оставшиеся после закрытия в РФ многочисленных зарубежных фирм. Например, местные продтовары, косметические средства или бытовая химия, обувь. Но, правда, дешевыми они будут лишь при условии, если торговля будет осуществляться в национальных валютах. В пересмотре на доллар (а россияне, даже несмотря на жесткие условия местного Правительства продавать государству 80 процентов валютной выручки, вполне могут перейти на долларовые расчеты) цена, разумеется, повысится.
При этом стоит учитывать, что все-таки основная масса контрактов по поставке из России товаров для передела в РК (например, лес, запчасти для авто, стройматериалы) шла в долларах, а значит, для наших производителей цена автоматом повышается в соответствии с изменением курса.
Учитывая разницу курсов и нежелание (судя по риторике Нацбанка) тратить и без того скудные ресурсы валютного запаса на поддержание сильного тенге, вполне возможно, мы в ближайшее время сможем наблюдать постепенное, но выравнивание пары тенге - рубль до традиционного паритета пять к одному. А это значит, что тенге вполне может упасть с нынешних 503 тенге за доллар (на бирже) до 587. Именно эта цифра позволит выровнять курс к рублю и не допустить ценового превосходства российских товаров над отечественными.
Впрочем, есть надежда, что казахстанские власти все же найдут другой выход, нежели равнять курсы. Например, введут какую-нибудь точечную стимуляцию для местных производителей или перетащат в Казахстан уходящие из России предприятия, вынуждая россиян ездить к нам за товарами, включая запчасти для местных производств. И не лишат казахстанцев возможности хоть в чем-то выиграть от очередного снижения платежеспособности по отношению к импорту из дальнего зарубежья.
Нур-Султан
Статья опубликована в №025, от 10.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Будет ли девальвация?".