О бедном гусаре

В рубрике Исследования - 2022-03-09

Андрей Михайлов

Про гендерное неравенство в календаре РК

В СССР было два ярко-окрашенных гендерных праздника. Мужской и женский. Международный женский день 8 Марта и День Советской армии 23 февраля. Любопытно, что современный Казахстан принял в свой официальный праздничный календарь лишь один.

С 8 Марта все ясно. В празднике, изобретенном Кларой Цеткин и внедренном коммунистами, никакой опасности в современном Казахстане не увидели. Ну или побоялись лишний раз гневить нашу слабую половину.

Такой мужской день
А вот 23 февраля, один из самых отмечаемых праздников в СССР, в республике решительно вычеркнули из праздничного календаря. И что? Ничего особенного. Люди как отмечали мужской день, так и отмечают.
Женщины шлют поздравления мужьям, сыновьям и приятелям, сети лопаются от обилия комплиментов и лукавых смайликов защитникам отечества, FM-радио не поспевают озвучивать заявки-здравницы, в офисах, организациях, на предприятиях (и даже в школах) проходят неофициальные корпоративы, а традиционные 100 граммов уютно булькают перед домашними ужинами.
Более того, после официального упразднения праздник стали отмечать даже те, кто не очень-то жаловал его в советские времена (а такие были). И даже те, кто по всем определениям не должен испытывать к нему никаких особых ностальгических чувств в силу своей молодости и службы совсем уже в других вооруженных силах.
Власти решили, что в Казахстане отныне нет мужского праздника 23 февраля. А граждане позволили себе с этим не согласиться. И это знаменательно на фоне того, что про многие другие советские «красные дни» уже забыли напрочь и бесповоротно. Наиболее яркий пример — день 7 ноября. Кто нынче про него вообще-то вспоминает?

Здоровая оппозиция нездоровым тенденциям
Во всем этом мне видится здоровая оппозиция казахстанского общества к принимающим решения. И массовое несогласие с искусственными трактовками истории, «приличными» самостоятельному государству, но неподвластным здравому смыслу.
Власти-то, как обычно, попытались навязать гражданам свое келейное мнение по поводу «чуждости» советского мужского праздника, онтологически связанного со славой Советской армии. К нему республика якобы не имеет никакого отношения. Мнение казахстанцев, судя по отсутствию каких-то обсуждений, было, как обычно, проигнорировано. Людям предложили отмечать взамен старого новый, «свой» праздник.
Праздник-сменщик, который был принят поспешно и должен был заменить старый, возможно, обретет свой особый смысл и свое место в независимом Казахстане. Казахстанцы, которые, вообще-то, любят любые праздники, его и не проигнорировали. Но ему еще предстоит пройти длинный путь в сердцах, дабы сравняться со старым.
Ведь традиции новой казахстанской армии только нарабатываются. И наше общество, увы, ассоциирует ее сегодня в основном со случаями «неуставщины», солдатским суицидом, катастрофами самолетов, снятием военачальников, растратами средств и прочими небоевыми потерями.

Надо ли открещиваться
от славы?
И очень спорно это нелепое желание в угоду своей «самости» откреститься от своего же славного прошлого и начать все с чистого листа. Разом отрезав молодую казахстанскую армию и всех жителей новой страны от всех тех традиций и всей той заслуженной гордости, которую почему-то решили оставить в прошлом вместе с ушедшим Советским Союзом.
Нелепость, абсурдность и несправедливость содеянного в том, что заметная часть славы и доблести Советской армии по праву принадлежит Казахстану и казахстанцам. И очень трудно, практически невозможно при таком раскладе оставаться честными перед памятью отцов и дедов, чьи пожелтевшие фото свято висят на видном месте в каждом втором казахстанском доме.
Это что получается? Что мы даже в Великую Отечественную войну воевали особняком и как бы сами по себе? Герои-панфиловцы, Алия Молдагулова, Султан Баймагамбетов и те сотни тысяч казахстанцев, которые обессмертили себя на фронтах Великой Отечественной, были разве не из Красной армии? А из какой же тогда?
Неспроста, дистанцировавшись от Советской армии, творцы новейшей истории начали тут же испытывать трудности от нестыковок и несовпадений. Неслучайно замелькал и тренд обеления тех, кто воевал в Великой Отечественной вовсе не под красными знаменами и даже воодушевленно маршировал в ногу с обыкновенными фашистами.
А ведь при этом Казахстан — вовсе не Украина и не Прибалтика. У нас каждое 9 Мая всенародно отмечают День Победы, и шествия Бессмертного полка по нашим городам и весям отличаются не только массовостью, но и страстностью, подлинным интернационализмом и желанием продемонстрировать всем и вся наше истинное отношение к истории.

Общество
не признало ошибку
Мне кажется, что избежать этой несуразности было очень просто. Стоило лишь соединить новый воинский праздник РК со старым, военным. И тогда автоматически современная армия Казахстана тут же оперлась бы на мощный исторический фундамент и обрела то, чего ей так не хватает — боевые традиции и будоражащие примеры доблести собственных предков. А заодно по наследству получила бы и весь тот «протестный» праздничный электорат, для которого 23 февраля продолжает оставаться мужским днем.
В конце концов, советские традиции — это не долги бывшего Союза и не чья-то национальная собственность. Они настолько же наши, насколько российские или белорусские. Советская армия, как ни крути, — это и наша с вами история! И почему Казахстан должен сдавать в этой истории свои законные позиции и права, мне лично не понятно.
Тем более что и у нас есть примеры, когда старые советские праздники органично вплелись в новый календарь. Вот и приближающийся женский день 8 Марта — он ведь тоже родом из того же советского прошлого.

С наступающим праздником, милые женщины!

Иллюстрации взяты из юбилейного альбома «Казахстан» за 1949 год.



Статья опубликована в №09, от 02.03.2022 газеты ""МК" в Казахстане" под заголовком "О бедном гусаре".

Поделиться