Тень мгновения

В рубрике Культура - 2022-03-03

Эльвира Сыздыкова

Государственный музей искусств РК имени Абылхана Кастеева открыл живописную экспозицию “Переход” Алмаса Нургожаева. Свою вторую персональную выставку молодой художник посвятил известному отечественному мастеру Иглику Кулбаеву. В экспозицию вошли семь новых масштабных триптихов, связанных единой концепцией

Алмас Нургожаев родился в 1988 году в селе Кеген, что в Райымбекском районе Алматинской области. В 2007-м он окончил Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева, в 2012-м - Казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова, где обучался в мастерской Жумакына Кайрамбаева и Умирбека Жубаниязова. Пятью годами позже в стенах все той же “Жургеновки” Нургожаев получил степень магистра по специализации “станковая живопись”. С 2016 года художник преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства.

Новую выставку в музее имени Кастеева Алмас Нургожаев назвал “Өткел” (“Переход”). Для него это вторая персональная экспозиция. Первая, под названием “Дебют”, состоялась в 2019 году. Уже тогда казахстанцы смогли оценить индивидуальный стиль автора, его одаренность, творческое бесстрашие. Сейчас в рамках экспозиции “Переход” зритель может застать семь новых масштабных триптихов, отсылающих к удивительному синтезу фигуративного и абстрактного.

Творчество Нургожаева определяют масштабный формат произведений, экспрессия свободного рисунка, потрясающие воображение ракурсы изображаемых, намеренно деформированных фигур, а также скудная, но в рамках сюжетов одаренная красноречием палитра. Все эти характеристики явно прослеживались в работах первой персональной выставки живописца.

Специалисты отмечают, что за два года почерк Алмаса Нургожаева остался узнаваемым, но и не избежал трансформаций. Теперь же его огромные холсты сменились поистине монументальными триптихами, которые не только предоставляют больше пространства и свободы, но и нагляднее демонстрируют движение сюжетов.

Екатерина Резникова, заслуженный деятель РК и кандидат искусствоведения, комментирует связь представленных полотен: “Если смотреть на выставку как на единое целое, как на художественный проект, то можно увидеть соединение и содержательную связь всех работ. Пять сновидческих триптихов фланкированы двумя супрематистскими работами. Кубистические формы с пустыми лабиринтами внутри напоминают то ли панельные коробки жилых домов, то ли фантазии Малевича. Первый левый триптих - мутноватое черно-бело-серое введение в сон-инобытие, когда затухает и отключается конкретика дня. Далее то нарастает, то слабеет ощущение тревоги и драматизма, которое испытывает сам автор, отражая также и общее состояние социума, два года живущего в условиях пандемии. А справа, в завершающем триптихе, мир вновь обретает конкретные формы. Происходит яркое красно-желто-белое оптимистическое возвращение в “прекрасный и яростный мир”.

Пандемия, неопределенность, тревога, хрупкость мироустройства. Обращаясь к широким, хаотичным мазкам, подтекам, появившимся на холсте словно из-за самой неумолимости краски, и совершенно монстроподобным фигурам из снов, что забываются под утро, Алмас Нургожаев стремится зафиксировать все то, что понятно каждому, то, что ежедневно переживает мир. Он говорит о мгновении, границы которого не поддаются определениям, но оттого не ощущаются менее реальными.

Екатерина Ильинична подытоживает: “Художник обращается к философским, метафизическим проблемам. Здесь главенствуют не события, но духовные смыслы: размышления о загадочности бытия, трагичной хрупкости человеческой жизни, неоднозначности всего происходящего. Общая неустойчивость и подвижность внутреннего состояния в работах находит отражение в названии “Переход”. Это не только топографическое перемещение в пространстве, но и пограничное состояние неизвестности, сохраняющей право на надежду. Высокий накал страстей, сила чувств, изобразительная интенсивность, свобода и мастерство исполнения позволяют утверждать, что такой значимой, сильной и преданной своему делу личности давно не появлялось в нашем искусстве”.

Выставка Алмаса Нургожаева “Переход” в музее имени Абылхана Кастеева продлится до 22 марта.


Статья опубликована в №023, от 03.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Тень мгновения".

Поделиться