Символы и аллегории истории

В рубрике Культура - 2022-03-03

Ольга Шишанова

В художественной галерее столичной библиотеки Елбасы открылась персональная выставка казахстанской художницы Гульмарал Татибаевой под девизом “Мыслеформы”. Вернисаж был организован в рамках проекта “Культурный код независимости”, тогда как сама Гульмарал - выпускница КазНАИ имени Жургенова, член Союза художников Казахстана, Евразийского союза дизайнеров и Евразийской творческой гильдии. И - да, сегодня ее работы хранятся в музеях и во многих частных коллекциях таких стран, как Казахстан и Турция, Нидерланды и Корея, Латвия и Россия, Иордания и Великобритания, Китай

Выставка юбилейная, так как Гульмарал Татибаевой - выпускнице Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, которую она окончила по специальности “графический дизайн”, исполнилось 40 лет в минувшем феврале. Что означает некое подведение творческих итогов и, как следствие, экспонирование художественных достижений автора, которая сама родом из Павлодарской области.

Кроме того, Гульмарал является членом Союза художников Казахстана, и, будучи многодетной матерью, она, несмотря на занятость, принимает участие во многих городских проектах, международных и региональных выставках, конкурсах и фестивалях. Ее работы сегодня, повторим, находятся в музеях Казахстана, а также в частных коллекциях многих стран ближнего и дальнего зарубежья.

Между тем в самом начале своего творческого пути художница работала в технике оригинальной графики. Эти ее произведения, отличающиеся изяществом рисунка, композиционной гармонией, до сих пор демонстрируют утонченную игру творческого воображения, света и тени. Однако со временем тяга Гульмарал Татибаевой к экспериментам, поиску новых средств самовыражения привела ее к новым художественным средствам самовыражения. Отточив мастерство рисунка, Гульмарал обратилась к постижению цвета и фактуры материалов. Ее увлекла стихия живописи как таковая с невероятными возможностями отображать все нюансы цветового разнообразия мира и способностями передавать тончайшие оттенки многообразия ее чувств.

С тех пор примечательная особенность творчества Гульмарал - ее эмоциональное осмысление мира, выраженное то в страстном радостном порыве, то в печальной лирике, философском размышлении, подсознательной интуиции, что непременно находит отражение в ее работах. В итоге ее полотна, посвященные теме семьи, материнства, природы, а также духовной стороне человека, отражают внутренние токи интеллектуально-психологической работы непосредственно самого автора. Так, например, уходя в мир природы, Гульмарал через своеобразное осмысление и трансформацию ее собственной сущности отражает в ассоциативной форме восприятие современной окружающей ее жизни - как с позитивной стороны, так и с острыми подводными рифами, внутренней драматургией.

- Но большая часть произведений Гульмарал Татибаевой посвящена истории, традициям, культуре Казахстана в самом широком контексте наследия кочевой цивилизации. Обращаясь к трагическим страницам прошлого казахского народа, пережившего массовый голод, тоталитарный режим, революции и войны, автор не только напоминает об ужасе пережитого, она призывает помнить об ответственности за независимость, ради которой наши предки веками боролись и отстояли ее для нас, - отметил на открытии выставки директор библиотеки Елбасы Бакытжан Темирболат.

И действительно, одной из первых значимых тем, привлекших внимание художницы и сформировавших отдельное направление ее творчества, стали трагические страницы массового голодомора в 1919-1922 и в 1930-1932 годах, явившегося прямым следствием политики “военного коммунизма” и коллективизации. А воплощенные в мыслеформы идеи оказались пронизаны как памятью о горьком прошлом, так и ответственностью современного общества за благополучие и расцвет независимого Казахстана.

Впоследствии Гульмарал неоднократно обращалась к темам исторической памяти народа, а еще - к материальной и духовной культуре номадов, трансформации личности матери и ребенка, института семьи в глобализирующемся мире.

- Здесь сегодня представлено более 90 моих работ, которые создавались начиная с 2002 года, в основном за последние пять лет. Это произведения, выполненные в разных техниках, к примеру, при создании некоторых из них я использовала мешковину, кору березы. Все мои картины служат иллюстрацией к разным эпохам и этапам казахстанской истории. В главной же инсталляции я использовала много чапанов, словно держащихся друг за друга. В этом я увидела символ не только единства нашего народа, но и казахского гостеприимства, - поделилась в ходе вернисажа художница Гульмарал Татибаева.

Нам остается только добавить, что все произведения мастера отличаются смелостью композиционных решений, пронизаны особым философско-эмоциональным содержанием и характеризуются сложной структурированной тональностью. И еще - выставка “Мыслеформы”, размещенная в залах художественной галереи библиотеки Елбасы, будет ждать своих посетителей до 9 марта 2022 года.

Нур-Султан


Статья опубликована в №023, от 03.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Символы и аллегории истории".

Поделиться