С чистого листа

В рубрике Исследования - 2022-03-03

Мадина Меирманова

Решение Президента строить “новый Казахстан” поворачивает многие экономические процессы вспять. Многолетние, но тщетные потуги эффективного и кардинального стимулирования предпринимательства решили тоже обнулить и, видимо, проанализировав, запустить заново и по-новому

Полтора года назад Касым-Жомарт Токаев поручил пересмотреть подходы государства к регулированию предпринимательской деятельности.

В переводе на простой язык это означает, что государство решило изменить общие правила поведения для участников рыночного процесса и определить точки, где государство своими ограничениями просто мешает функционированию субъектов хозяйствования. К числу таких “правил поведения” можно отнести весьма широкий спектр инструментов и методов. Тут и льготное кредитование, и прогнозирование, и предоставление налоговых льгот и госзаказа. В общем, все, что является льготами, обязательствами и помощью.

Кстати, тема эта весьма интересная, учитывая, что много лет на поддержку и развитие предпринимательства вливали миллиарды тенге по различного рода программам (зачастую дублирующим друг друга), но эффект оказался намного ниже, нежели хотелось бы.

Вот, например, только некоторые из программ, которые направлены на поддержку бизнеса по линии “Даму”: “Дорожная карта бизнеса-2025”, “Портфельное субсидирование (для микро- и малого бизнеса) процентной ставки”, “Даму-регионы” (кредиты для бизнеса с возможностью субсидирования займов), “Экономика простых вещей”, “Программа поддержки МСБ в сфере обрабатывающей промышленности” (кредитование предпринимателей, занятых в обрабатывающей промышленности). Есть еще программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства и нефинансовые меры поддержки.

В общем, заявляется довольно много различного рода инструментов, которые, по идее, должны обеспечить не просто рост числа предпринимателей в стране, а рост числа производителей товаров и услуг, в том числе экспортоориентированных.

Но де-факто оказывается, что миллиарднозатратные, дублирующие друг друга программы не принесли ожидаемого эффекта экономике, несмотря на то, что деньги осваивались с завидной полнотой.

Учитывая, что в стране взят курс на создание сильного и конкурентоспособного частного бизнеса, который должен являться основой национальной экономики и благосостояния граждан, Президент призвал пересмотр программ начать с “обнуления” всех инструментов регулирования. “Закладываемые в проект закона нормы должны быть реально работающими. Нельзя допускать выхолащивания, компромиссов, устраивающих регуляторов, но делающих бессмысленной и формальной саму реформу”, - сказал глава государства еще год назад.

За это время регулирование “с чистого листа” все еще планируют.
По сообщению Миннацэкономики, пересмотр требований к регулированию бизнеса начали с пяти отраслей: это торговля, сельское хозяйство, общепит/проживание, транспорт. Здесь занято более 60 процентов всех МСБ страны.
Как заявляют в Правительстве, в этих сферах госконтроль будет переходить от проверок к профилактике за счет системы управления рисков, обеспечивающей минимальное участие человека при формировании графиков проведения проверок и профилактического контроля.

Любопытно, что будут сокращать и требования госорганов к бизнесу. Как заявлено Кабмином, сейчас свыше 40 процентов требований не соответствуют новым подходам.

Все имеющиеся требования собирают аккумулировать в единый реестр обязательных требований. Причем, по словам главы Миннацэкономики Алибека Куантырова, в реестре будут определены “сроки проведения анализа регуляторных актов на предмет их соответствия новой регуляторной политике”. “В случае если регулирующий орган не проведет этот анализ в сроки, то такие акты исключаются из реестра и отменяются”, - сообщил он.

Реестр заработает с 1 января 2023 года.
Правда, для того, чтобы этот реестр был-таки создан, потребуется немало денег на его создание, ведение, а главное - на пересмотр требований к бизнесу. Потому как пересматривать их будут не госорганы, а видимо, нанимаемые специалисты.

Как считают в Правительстве, реформирование с чистого листа позволит повысить эффективность регулирования бизнес-среды и сформировать благоприятные и стимулирующие условия для активизации предпринимательства. “Бизнес обязательно почувствует снижение административной нагрузки”, - заявляют в Кабмине.

Но есть один любопытный момент.
Казахстан - лидер среди стран постсоветского пространства по легкости ведения бизнеса. Массированная цифровизация позволяет оперативно открывать компании, проводить все процедуры общения с госорганами без личного присутствия (спасибо пандемии). МСБ периодически Президент освобождает от каких-либо проверок.
Плюс к этому в Казахстане довольно либеральная налоговая нагрузка в сравнении как с соседними, так и (тем более) с развитыми странами.

К примеру, налоговые ставки за последнее десятилетие снизились: КПН был снижен с 30 до 20 процентов; НДС - с 13 до 12; социальный налог - с 13 до 11. По корпоративному подоходному налогу ниже нас из стран постСССР разве что Узбекистан с 7,5 процента да Молдова с 18. В Казахстане ставка НДС в 12 процентов одна из самых низких в мире. Так, базовые ставки НДС в странах ОЭСР составляет от 15 до 27 процентов. В России, Белоруссии и Армении - 20 процентов (причем в Армении только недавно ставка снижена с 25), в Киргизии - 12 процентов.

Недавно работники Хорека начали возмущаться из-за снижения порога дохода для постановки на учет НДС с 30 до 20 тысяч МРП. Но если сравнить с другими странами, то порог этот весьма высокий. Так, если у нас сейчас порог равняется 61,4 миллиона тенге (140 тысяч долларов), то в России он равен 11,7 миллиона тенге (или 27,1 тысячи долларов), в Белоруссии - 17,7 миллиона тенге (40,8 тысячи долларов), в Киргизии - 24,8 миллиона тенге (57,1 тысячи долларов США), в Армении - 47,5 миллиона тенге (109,5 тысячи долларов). Про развитые страны можно и не говорить - в большинстве из них порог вообще отсутствует.

Исходя из этого, вероятно, нужно не просто пересматривать госрегулирование, а обращать внимание на качество остающихся инструментов и тех, кто, собственно, работает с бизнесом непосредственно. Не секрет, что зачастую предпринимателям мешает не государство с его регулированием, а проверяющие с их “субъективной оценкой”.

Нур-Султан


Статья опубликована в №023, от 03.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "С чистого листа".

Поделиться