Тише едешь - больше платишь

В рубрике Исследования - 2022-03-03

Ольга Шишанова

В Нур-Султане прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета, на котором подняли один из самых актуальных на сегодня вопросов - транзит железнодорожного транспорта через территорию Казахстана

По словам Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, экономики государств - членов ЕАЭС достаточно активно восстанавливались в прошлом году и сегодня вышли почти на допандемийный уровень. Однако эксперты прогнозируют замедление роста мировой экономики в 2022 году, что должно сказаться на всех секторах, в том числе транзите железнодорожным транспортом, особенно важным для Казахстана, поскольку через республику пролегает транзитная магистраль “Западная Европа - Западный Китай”. И если в Казахстане, как и в КНР, она практически завершена, то часть дороги, идущей через Российскую Федерацию, до сих пор не готова. Учитывая же сегодняшнюю геополитическую ситуацию, полное завершение проекта и особенно ввод в эксплуатацию могут и вовсе отодвинуться на неопределенный срок.

Что касается автомобильных дорог по этим же направлениям, то они могли бы стать временной альтернативой задуманному проекту, со временем превратившись в его полноценную составляющую.

- Мы ожидаем окончания работ на российской стороне. При этом казахстанская сторона пока предусмотрела реконструкцию участка автодороги от Актобе до российской границы на Самару через Уральск в качестве продолжения проекта автомобильной дороги “Меридиан”. На которой по мере увеличения интенсивности движения со временем планируют расширение категории дороги в 2025 - 2030 годах до четырех полос, - подтвердил Премьер-Министр РК.

Кроме того, по всему коридору предусматривают улучшение геометрических параметров пути, а также в целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусмотрели обходы крупных населенных пунктов, таких как Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Туркестан, Шымкент, Тараз, Жаркент, перевал Кордай.

Несомненно, этот проект, который вынашивался не один год, имеет высокую важность для казахстанской экономики. Поскольку значительное региональное развитие при этом должны получить пять крупных областей страны - Актюбинская, Кызылординская, Туркестанская, Жамбылская и Алматинская, включая и сам Алматы, где в общей сложности проживают около восьми миллионов человек, или почти треть населения страны. Иными словами, в перечисленных регионах будет дан весомый импульс развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторам экономики.

Все это, по мнению экспертов, даст свой положительный эффект, в том числе касающийся положительных показателей этого проекта по сравнению с уже существующими альтернативными коридорами - автодорожным Транссибом и морским путем через Суэцкий канал. Во-первых, это протяженность магистрали, во-вторых, время нахождения в пути. Так, если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по “Трансибу” - 14 суток, то по коридору “Западная Европа - Западный Китай” от порта Ляньюньгань до границ с Европейскими государствами время в пути составит не более 10 суток. К тому же проект обещает обеспечить грузоперевозки по трем основным направлениям Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа.

Добавим, что общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кордай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган составляет 8445 километров. Из них 2233 километра будут проходить по территории Российской Федерации, 2787 километров - по Казахстану и 3425 километров - по территории КНР. При этом общая стоимость проекта казахстанского участка сегодня достигла 825,1 миллиарда тенге.

Нур-Султан


Статья опубликована в №023, от 03.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Тише едешь - больше платишь".

Поделиться