Ольга Шишанова
Столичный театр “Астана Опера” снова раскрывает и делится своими тайнами закулисья. Сегодня наш рассказ о гримерном цехе, где умеют изменить до неузнаваемости внешность любого артиста, превратив, например, молодого танцовщика в безобразную старуху
Все знают, что искусство грима сродни перевоплощению. Несколько взмахов руки профессионала, и сразу понятно - кровожадный злодей перед вами или безобидный добряк. Вот таким образом при подготовке к роли и работники гримерного цеха помогают артисту вжиться в образ, раскрыть характер персонажа, изменив его внешность. Костюм, грим и прическа заставляют зрителя “поверить” исполнителю, сопереживать или ненавидеть его героя.
Заведующий гримерным цехом столичного театра “Астана Опера” Серик Басбаев - настоящий художник, рисующий на человеческих лицах уникальные характеры и эмоции. Он отмечает, что для работы гримеру необходимо знать анатомию человека, строение черепа, учитывать тип и форму лица. Огромное значение также имеет характер роли: положительный это будет персонаж или отрицательный.
- Грим вместе с костюмом и декорациями разрабатывает художник-постановщик спектакля чаще всего в соавторстве с гримерным цехом. Но созданные автором эскизы в процессе репетиций нередко дорабатываются и адаптируются под типаж артиста. Каждый человек индивидуален, поэтому грим для исполнителей одной и той же роли, но в разных составах, всегда будет немного отличаться, - утверждает Басбаев.
По его словам, в первую очередь он должен соответствовать возрасту героя. Причем состарить гораздо проще, чем омолодить. Возрастной грим предполагает умудренному опытом герою акцентировать носогубные складки, добавить мешки под глазами и морщинки, посеребрить сединой виски. Для молодых ролей важно подчеркнуть изгиб бровей, выделить глаза, нанести румянец на скулы и красиво уложить волосы в соответствии с эпохой, в которой происходит действо.
Кстати, важной составляющей внешности любого героя является его прическа, а в некоторых случаях и ее отсутствие. Благодаря мастерству специалистов по гриму даже обладателя пышной шевелюры можно полностью лишить растительности, наградив роскошной лысиной.
При этом сотрудники гримерного цеха нередко сами изготавливают парики, а также усы, бороды, бакенбарды и другую накладную растительность на лице. Все это объединяется одним весьма редким словом “постиж”, означающим изделия из искусственных или натуральных волос.
Например, неограниченные возможности для творчества представились гримерам на подготовке к балету “Белоснежка и семь гномов”, премьера которого состоялась в театре в ноябре прошлого года. Вместе с семью гномами, где в ход пошли накладные носы, уши, усы, бороды и брови, специалистам пришлось разрабатывать и воплощать в жизнь образы чертовок и зловещей колдуньи с длинным накладным подбородком, добиваясь весьма устрашающего вида персонажей.
- Уши и носы мы лепили в цехе, хотя нам и предложили сделать эти элементы на заказ. В первый раз на гримирование одного гнома у нас ушел целый час. Но, когда “рука набилась”, время сократилось вдвое, - говорит Серик Басбаев.
Сложность работы заключалась и в том, чтобы грим оставался на лице до конца спектакля, несмотря на активные движения артистов. А сделать это бывает непросто, так как наряду со сложными танцевальными движениями некоторым героям приходится выполнять настоящие акробатические трюки. Да еще и пот разъедает клей, используемый для фиксации накладных элементов. Поэтому по обе стороны кулис во время любого спектакля всегда дежурят гримеры, чтобы в случае необходимости подправить “лицо”.
На вооружении гримеров - огромная палитра цветов. Они используют в своей работе наливной грим и профессиональную декоративную косметику, в частности тени, которые выглядят наиболее естественно. А вот чтобы смыть сложный грим, на помощь приходят молочко для снятия макияжа, мицеллярная вода и влажные салфетки, хотя в некоторых, особенно серьезных, случаях убрать краску помогает только вазелин.
Сегодня в гримерном цехе театра “Астана Опера” трудится около десяти человек. Они начинают свою работу за четыре часа до спектакля, чтобы успеть преобразить всех героев. И это очень интересное и захватывающее творчество, стимулирующее все время находиться в поиске, задействовать фантазию и экспериментировать. Иными словами, гримерный цех - неотъемлемая часть столичного театра, без которой “Астана Опера” просто невозможно и представить.
Нур-Султан
Статья опубликована в №022, от 01.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Я не узнаю вас в гриме!".