Ольга Шишанова
В Казахстане сотни тысяч гектаров естественных и искусственных лесонасаждений, которые нигде не учтены, ни за кем не закреплены и, соответственно, не входят в состав государственного лесного фонда. А значит, с ними можно делать - и делают - все что угодно. В первую очередь - массово вырубают
В подтверждение этому буквально на днях подобный случай произошел в городе Уральске, где такие вот неучтенные деревья, а точнее, вроде как находящиеся в частной собственности, оказались вырублены вдоль реки Чаган. Экоактивисты подняли тревогу, в дело вмешался Комитет лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК, однако, как и следовало ожидать, все оказались бессильны что-либо предпринять согласно Закону “О незаконной вырубке”. Потому как оказалось, что закон на такие насаждения никак не распространяется, точно так же, как и на сотни тысяч гектаров других лесопосадок, не подпадающих под юрисдикцию государственного лесного фонда республики.
В том числе это насаждения, относящиеся к защитным лесам вдоль железных и автомобильных дорог международного и республиканского значения, которые находятся в ведении АО “НК “КТЖ” и АО “НК “Казавтожол”. Между тем, согласно данным государственного учета лесного фонда, площадь таких земель составляет 22,4 тысячи гектаров, но, несмотря на, казалось бы, небольшую долю в процентном отношении в гослесфонде, эти территории играют весьма большую роль как не только выполняющие свои защитные функции, но и имеющие эстетическое значение. И, что немаловажно, повышающие имидж страны для сотен тысяч гостей, ежегодно посещающих Казахстан автомобильным и железнодорожным транспортом.
Вот только, повторим, все эти лесонасаждения нигде не учтены, так как были высажены еще в советский период, то есть более 60 лет назад. Вследствие чего, естественно, некоторые потеряли свои защитные функции, многие находятся в истощенном виде.
С одной стороны, подразделения АО “НК “КТЖ” и АО “НК “Казавтожол”, не имея в наличии квалифицированных кадров в области лесного хозяйства, не проводят с ними никаких лесохозяйственных и лесокультурных работ, контролируя, по сути, только выполнение противопожарных мероприятий и устройство минерализованных полос вокруг них.
С другой - не совсем понятно, почему все вышеуказанные насаждения за 30 лет так и не вошли в государственный лесной фонд. Что, несомненно, необходимо было сделать после развала СССР. Да, процесс введения туда неучтенных лесонасаждений - дело не одного дня, однако и затягивать его не стоит, несмотря на вечную привычку как Правительства, так и законотворцев. В этом случае стоит, пожалуй, взять пример с Узбекистана, где подобную проблему, когда она однажды всплыла, решили буквально в три дня. Тогда как в Казахстане на это может уйти не один год, к сожалению.
Например, пенсионер Михаил Федоров из села Ново-Ульбинка, что в Восточном Казахстане, собственноручно посадил три гектара леса и на протяжении вот уже нескольких лет не может передать его в государственный лесной фонд...
Поэтому не удивительно, что все вышесказанное послужило поводом для депутатского запроса на имя первого заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра от мажилисмена Амангалия Бердалина. По его словам, только в Актюбинской области выявлено свыше 70 тысяч гектаров лесонасаждений, произрастающих вне территории гослесфонда, тогда как за семью лесхозами области закреплено всего 45 тысяч гектаров покрытых лесом земель. По республике же таких “неучтенок” - сотни тысяч гектаров.
Они к тому же подвергаются безжалостной вырубке, что является совершенным нонсенсом, особенно на фоне масштабного проекта озеленения страны, который поставил глава государства - высадить два миллиарда деревьев в государственном лесном фонде к 2025 году. На что выделили 22 миллиарда тенге из республиканского бюджета и 60 миллиарда из бюджетов областных.
Так, может быть, стоит сначала обратить внимание на неучтенный лес, а потом уже заниматься всем остальным?
Нур-Султан
Статья опубликована в №018, от 18.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "ПОВЕРНУТЬСЯ К ЛЕСУ ПЕРЕДОМ".