Любовь против магии

В рубрике Культура - 2022-02-17

Эльвира Сыздыкова

Большой театр Лидса - один из важнейших культурных центров Англии - представил оперу “Альцина” Генделя в постановке Тима Олбери. На далеком острове, принадлежащем волшебнице Альцине, все не такое, каким видится на первый взгляд. Десятилетиями очаровывая рыцарей, чародейка уставала от них и превращала то в зверей, то в предметы. Но магии Альцины предстоит столкнуться с силой безусловной любви, когда на остров в поисках своего возлюбленного прибудет Брадаманта, переодетая в собственного брата. Сейчас спектакль можно посмотреть онлайн совершенно бесплатно


Оперу “Альцина” в 1735 году немецкий композитор Георг Фридрих Гендель написал специально для своего первого сезона в лондонском театре Ковент-Гарден. В основе спектакля - либретто оперы Риккардо Броски, поставленной семью годами ранее. Это либретто Гендель приобрел, путешествуя по Италии.

“Альцину” - историю о магии, любви и великой иллюзии - сам Гендель считал своим лучшим произведением, подчеркивая, что неоспоримое ее достоинство в глубине отрицательных персонажей.

Премьера “Альцины” на сцене Большого театра Лидса, что в графстве Йоркшир в северной Англии, прошла в начале февраля этого года. За режиссуру отвечал известный британский постановщик Тим Олбери, воплотила спектакль театральная труппа Opera North.

В постановке Олбери опера Генделя переживает своевременную трансформацию. Команда Opera North стремится переосмыслить гендерные роли, оценить подлинную силу чувств, а также соотнести облик острова Альцины с нынешними экологическими реалиями.

Партию Альцины исполнила Мэйр Флэвин (сопрано), ее сестры Морганы - Флюр Вин (сопрано). Околдованного рыцаря Руджеро на сцене воплотил Патрик Терри (контр-тенор). Роль отважной Брадаманты досталась Мари Асквик (меццо-сопрано). Мелиссу, чародейку и наставницу Брадаманты, сыграла Клэр Паско (меццо-сопрано), а влюбленного в Моргану военачальника Оронте - Ник Притчард (тенор).

Дирижером спектакля выступил Лоуренс Каммингс. За художественную постановку и костюмы отвечала Ханна Кларк. Над светом работал Мэттью Ричардсон, а над видео - сопровождением - Йен Галлоуэй.
То, как сплетаются музыка и сюжет в опере “Альцина”, современному зрителю может казаться несколько шероховатым, резким, отрывистым. И все же считается, что постановка Генделя, обладая более абстрактным характером повествования, дарит больше пространства для фантазии как певцам и дирижерам, так и аудитории.

Лоуренс Каммингс комментирует: “Это эмоциональное сверхнапряжение. В этом смысле Гендель не отличается от Пуччини. Просто здесь словно зубная паста не так равномерно распределена по тюбику. Эмоция выливается в арии, сюжет выжимается в речитативе, а потом эмоция снова изливается наружу в следующей арии. Таким образом, хотя эмоции могут быть не так равномерно распределены по драматической структуре, как в опере Пуччини, они не менее интенсивны”.

Дизайнер Ханна Кларк, чьи проекты поддерживают идеи устойчивого развития и осознанного потребления, сравнивает остров волшебницы Альцины с театром, который очаровывает и манит, бесконечно сменяя свои декорации и никогда не демонстрируя истину. В то же время убранство обители чародейки напоминает роскошный ночной клуб или бар, ночью ослепляющий своим шиком, а наутро отталкивающий холодностью.

Весь сценический реквизит, все костюмы в “Альцине” команда находила на блошиных рынках, в винтажных магазинах, доставала из гардеробов героев других спектаклей.
Кларк делится: “Зрелище прекрасно в определенных контекстах, но не всегда строго необходимо. Поскольку мы знали, что нам придется покупать винтажные вещи, мы задались вопросом: “Какие винтажные вещи мы можем купить, чтобы они были одновременно гламурными и притягивающими?” Это привело нас к 1950-1960-м годам. Так что Альцина и Моргана в какой-то степени принадлежат той эпохе, но только в той мере, в какой это полезно для развития их характеров”.

Тема противостояния магических сил и любви известна уже многие столетия. Пожалуй, трактовка Олбери и его команды не слишком дистанцируется от заложенной Генделем и Броски идеи и, по сути, отсылает нас к все той же вечной истине: не злые чары губят и превращают в чудовищ - за это всегда отвечают чувства.

Запись оперы “Альцина”, воссозданной на сцене Большого театра Лидса творческим коллективом Opera North, с 17 февраля до 17 августа этого года доступна для бесплатного просмотра на сайте operavision.eu/en/library/performances/operas/alcina-opera-north#credits.

Спектакль идет на итальянском языке, в плеере есть возможность выбрать автоматический перевод.



Статья опубликована в №017, от 17.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Любовь против магии".

Поделиться