Алпамыс приходит со сцены

В рубрике Культура - 2022-02-17

Ольга Шишанова

Зрелищную постановку оперы “Алпамыс” Еркегали Рахмадиева на либретто Каукена Кенжетаева представили публике в столичном театре “Астана Опера”. В эти дни в партии Гульбаршин на сцену впервые выходят известные казахстанские артистки, ведущие солистки столичного театра Жаннат Бактай и Айзада Капонова. В образе коварной Мыстан дебютирует солистка театра Елена Ганжа

В первый день свою интерпретацию образа Гульбаршин слушателям предлагает Жаннат Бактай. Певица-сопрано обучалась вокальному мастерству не только в Казахстане, но и на родине оперного искусства в Италии. Широкая география ее гастролей включает выступления на многих знаменитых сценах, таких как Большой театр России, Кеннеди-центр, Линкольн-театр и Карнеги-холл, Сантори-холл, Театр Карло Феличе. Что же касается новой роли, то артистка утверждает: несмотря на то, что ее новая героиня Гульбаршин - пленница, она не теряет самообладания.

- Гульбаршин - избранница главного героя Алпамыса. Думаю, что сильный воин, батыр Алпамыс, полюбил девушку необычную, которая отличалась не только своей неземной красотой, но и необыкновенной преданностью и силой характера. Она обладала особенными талантами, возможно, даже воинскими навыками. Во всяком случае, именно так я себе ее представляю. К каждой своей героине я отношусь очень бережно, с большой любовью и трепетом, потому что они берут свое начало из глубины моей души, моего сердца. Все эти истории прожиты мной на сцене, прочувствованы и озвучены мной. Именно поэтому у меня нет нелюбимых партий, даже если они отрицательные. В этом случае Гульбаршин - жертва вражеского набега, пленница джунгарского стана, и я очень ей сопереживаю. Конечно, в этой опере победоносный финал, в конце Гульбаршин воссоединяется со своим героем Алпамысом и все озаряется всеобщим счастьем. Я очень рада за свою героиню, за счастливое окончание ее истории, - поделилась Жаннат Бактай.
При этом ведущая солистка отмечает, что все внутренние переживания, неоднозначность положения ее героини в точности выражены в музыке Еркегали Рахмадиева. Их передает оркестр своим сложным ритмом, неустойчивыми гармониями и неуловимыми интонациями.
- Музыку этой оперы очень сложно “читать”, потому музыканты и режиссеры в разные времена трактуют ее по-своему. И каждый раз она будет представлять собой новый ребус для разгадки, давать пищу для размышлений и нового толкования. Кроме того, свежий толчок для роста и творческого развития в спектакле имеют партии Тайшык-хана и Мыстан. Выдающийся композитор создал их с особым энтузиазмом и дал им необыкновенные сочные краски для яркости и остроты восприятия контрастов, что очень характерно для отрицательных героев. Мою же героиню он создал с большой любовью, подчеркнув ее звучание лирической кантиленой, но со сложным ритмическим рисунком, - подчеркнула Жаннат.
Во второй день выступления образ этой героини впервые раскроет Айзада Капонова. Эта ведущая солистка регулярно выступает в Казахстане и за рубежом, ее творчество отмечено премиями и призовыми местами на международных конкурсах. Помимо нынешнего премьерного выступления на сцене родного театра певица исполняет главные партии в операх Брусиловского, Жубанова и Хамиди, Тулебаева и Кыдырбек, Моцарта и Россини, Верди и Доницетти, Пуччини и Бизе, а также Оффенбаха.
- Если говорить об образе Гульбаршин, невесты Алпамыса, то у себя на родине она считалась блистательной и помимо нежности обладала огромной волей. В стане грозного хана у хрупкой девушки хватило мужества и отваги выступить против врагов, разоривших страну и проливших кровь ее народа, сохраняя при этом накопленную мудрость. Именно это я и стараюсь донести до зрителей на сцене. Безусловно, в любом спектакле я ставлю себя на место героини и чувствую биение ее сердца. Если артист не будет переживать за образ, роль вряд ли затронет душу зрителей, - утверждает ведущая солистка театра “Астана Опера” Айзада Капонова.
Кроме того, по мнению певицы, Еркегали Рахмадиева можно назвать золотым мостом между старшим поколением национальной композиторской школы и современными авторами. Его музыка сочетает в себе дух старого и нового, вследствие чего исполнять оперу “Алпамыс” совсем непросто.
- Разумеется, казахские оперы мне ближе всего. Эти спектакли занимают особое место в сокровищнице национального искусства. Партию Гульбаршин также исполняли наши великие певицы, и я буду создавать ее образ с большой теплотой в сердце. Что касается особенностей версии, которая представлена на сцене “Астана Опера”, то она поставлена как сказка. Режиссер-постановщик спектакля Юрий Александров просил нас передать каждое слово и каждую паузу по-своему, вкладывая в исполнение свои личные чувства и переживания, - говорит Айзада.
И, наконец, в партии ведьмы Мыстан состоится дебют солистки театра Елены Ганжи. Артистка является лауреатом престижных международных конкурсов имени Бюль-Бюля в Азербайджане и You Are Our Pride в Армении, дипломантом международных конкурсов, проходивших в республике. А еще в ее послужном списке целая плеяда образов в оперных постановках выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Тогда как днем ранее в роли ведьмы Мыстан выступила солистка театра “Астана Опера” Гульжанат Сапакова.

Нур-Султан

Статья опубликована в №017, от 17.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Алпамыс приходит со сцены".

Поделиться