НЕДОБОР ПОЛЕТОВ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-02-17

Ольга Шишанова

В авиационной отрасли республики, несмотря на постепенный выход из кризиса, в который гражданскую авиацию повергла пандемия, никак не могут решиться проблемы с топливом, ростом цен на авиабилеты, ремонтом аэропортов. И ко всему прочему неожиданно всплыли споры казахстанских авиакомпаний, которые никак не могут поделить между собой международные направления

Об этом зашла речь в рамках совещания по гражданской авиации под председательством вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК Берика Камалиева, на котором обсуждали дальнейшую стратегию развития транспортной отрасли.

По словам председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Талгата Ластаева, количество перевезенных пассажиров на международных направленях составило всего 1,8 миллиона человек. До столь малого показателя авиационная отрасль Казахстана, самолеты которой до пандемии летали по 99 маршрутам, еще не опускалась никогда.

Сегодня, правда, полеты возобновлены по многим международным направлениям - их пока насчитывается 73, однако постоянное закрытие неба в зарубежных государствах, постоянная смена правил для пассажиров и ковидные ограничения никак не способствуют дальнейшему развитию отрасли даже на уровне транзитов.

Зато казахстанская авиационная отрасль может похвастать возросшим уровнем безопасности как согласно данным инспекции Международной организации гражданской авиации ИКАО, так и по отзывам самих пассажиров. Официальная цифра зафиксирована на показателе 84 процента, что на 15 процентов, как оказалось, выше среднемирового уровня.

А вот в отношении реконструкции, ремонта или строительства аэропортов пока порадовать нечем. Даже столичный аэропорт, по словам председателя правления Габита Тажимуратова, нуждается в срочном капитальном ремонте взлетно-посадочной полосы, которая эксплуатируется на протяжении вот уже 18 лет. Также аэропорту Нур-Султана необходимы полная модернизация инфраструктуры, ликвидация ставших едва ли не постоянными в прошлом году перебоев поставок авиатоплива, реструктуризация займов. Что уж говорить о других воздушных гаванях областных центров, до которых ни у местных властей, ни у Правительства до сих пор “не дошли руки”. Это же касается и аэропорта Алматы.

К слову, разговор о топливе, перебоях с его поставками, судя по всему, может быть, к сожалению, продолжен и в году наступившем, и снова стать одним из самых острых в отечественной авиационной отрасли.

- В прошлом году нам приходилось буквально “с колес” заправлять самолеты в связи с тем, что осенью нефтеперерабатывающие заводы встали на ремонт. Проблему с топливом необходимо решать системно и не откладывая, так как на 2022 год авиапредприятия подали заявки на приобретение одного миллиона тонн авиакеросина, но при этом производство его в Казахстане составляет всего лишь 700 тысяч тонн, - посетовал Талгат Ластаев.

И, наконец, одним из самых проблематичных в отечественной авиационной отрасли остается вопрос ценовой политики авиакомпаний, который, к слову, никак не может решиться на протяжении вот уже многих лет. И это несмотря на многочисленные жалобы пассажиров, невзирая на постоянные депутатские запросы мажилисменов. О чем и заявил Ластаев.

- Цены остаются по-прежнему высокими. Авиакомпаниям Air Astana и SCAT необходимо продолжить работу по дальнейшему снижению цен, - отметил глава Комитета гражданской авиации, заверив также, что Комитет гражданской авиации, Авиационная администрация открыты к обсуждению актуальных ценовых проблем отрасли и налаживанию диалога с бизнесом и обществом.

На что исполнительный директор по планированию авиакомпании Air Astana Алма Алигужинова ответила, что “цены на авиабилеты в Казахстане являются самыми низкими”. Однако, не преминув побеспокоиться о новых льготах для своей компании, таких как “необходимость до 2031 года продлить освобождение от таможенных пошлин импорт самолетов и ввести нулевую ставку НДС на внутренние рейсы для стимулирования пассажиропотока”. Вот только забыв сообщить, что Air Astana, будучи практически монополистом в отношении полетных авиалиний и, соответственно, ценовой политики, и не думает снижать цены на авиабилеты. Предлагая вместо этого раннее бронирование, что, однако, тоже не является выходом, поскольку цены при этом ниже становятся совершенно ненамного.

Нур-Султан



Статья опубликована в №017, от 17.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "НЕДОБОР ПОЛЕТОВ".

Поделиться