ПОДВИСНУТЬ НА ПРОВОДЕ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-02-17

Алан Байтенов

Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) РК обратило внимание на деятельность “Казахтелекома”. По словам Серика Жумангарина, председателя АЗРК, у бизнеса есть вопросы относительно подключения к кабельным канализациям организации. В этом случае под бизнесом подразумеваются более мелкие провайдеры, которые могут предоставлять услуги населению. К тому же АЗРК неоднократно уже поднимало вопрос о монополизации доступа и существенных сложностях подключения к волоконно-оптическим линиями связи (ВОЛС).
Со своей стороны мы бы хотели дополнить - сложности подключения к линиям ВОЛС сохраняются не только у бизнеса, который планирует продавать доступ в сеть, но и у тех юридических лиц, что хотели бы (а в нашем случае буквально мечтают уже больше года!) подключиться к оптике по подъемной цене и, наконец, уйти от устаревшей еще несколько лет технологии ADSL с крайне низкой скоростью связи. Так, чтобы, наконец, на себе прочувствовать всю инновационность государственного курса сокращения “цифрового неравенства”

У нашего издания, а именно у ТОО “Новое поколение”, случай частный. Наверное, он не отражает всей сути проблемы и уж точно не может быть показательным для всей отрасли. Однако неприятные нюансы есть - совершенно лютый ценник на установку, как объясняют нам технические специалисты, с которыми мы работали на предмет возможности подключения, некоего щита, откуда уже разойдется живительный сигнал по всей редакции. В общем, на уровне устного разговора нам объявляют ценник только на подключение от 500 тысяч тенге! И это при стоимости начального тарифа, приемлемого “Бизнес-1”, почти 30 тысяч тенге в месяц.

Собственно, в чем проблема? Самый доступный тариф на обслуживание юридического лица в целом адекватен по рынку (да, он выше в несколько раз по сравнению с гражданским, но таковы установленные правила игры для юрлиц). Поэтому со стороны кажется, что цена  возможности доступа к сети через “Казахтелеком” не самая высокая. Ведь никто из представителей, как у нас принято говорить, естественного монополиста не публикует вместе с выкладкой о стоимости тарифных планов хотя бы минимальную стоимость перехода с “меди” на оптику. Которая, как мы видим, может превышать размер тарифа более чем в 10 раз. А то и выше. Понятно, что у каждой точки есть свои особенности, отчего и ценник индивидуален. Но все же - такое публиковать, похоже, не выгодно в имиджевом плане, ведь подобный барьер не совсем вяжется с курсом сокращения “цифрового неравенства”.

Да, есть альтернативные организации, которые готовы как предоставить тариф ниже, так и подключить к оптике сравнительно бесплатно. Однако в нашем случае, когда речь идет о республиканском издании, это вопрос доверия: мы, как официально зарегистрированное СМИ с государственной лицензией, работающее по всем правилам и в рамках законодательства нашего государства, очень хотели бы иметь дело только с настоящим, сильным и стабильным поставщиком услуг. Одним словом, с национальным оператором. Более того, к нему мы тянемся изо всех сил. Однако барьер ввиду обозначенной суммы только за подключение в этом случае непреодолим. Ведь есть и такой момент - смотрим на альтернативные предложения и невольно задаемся вопросом: действительно он существует и действительно ли его можно преодолеть только с помощью денег? Еще один очень важный момент, ввиду которого лично у нас, можем говорить, нет альтернатив среди провайдеров кроме “Казахтелекома” - это статичный IP-адрес. Наличие его мы также оплачиваем как услугу. А “переезд” такого рода “субстанции”, объяснит любой технический специалист, сопряжено с существенными сложностями.

Вообще как это выглядит со стороны? Мы со страниц нашего издания рассказываем читателям о том, как много делается в государстве относительно сокращения “цифрового неравенства”, рассказываем о том, как подтянулись сервисы электронного правительства, каковы успехи реформы цифровизации государства (это чистейшая правда, каждый из нас лично убеждается в этом каждый день!), говорим о том, насколько необходим всем нам стабильный и быстрый доступ к сети интернет, а при этом “сидим” на 8-мегабитном тарифе (в 2022 году!), получая доступ через медный, по сути, телефонный кабель... И ведь хотим расти, но не имеем возможности. Высокая стоимость, обозначенная в нашем разговоре с представителями “Алматытелеком” (наши просьбы сохранены в истории обращений, если, конечно же, не “потерялись” по независящим от нас причинам), объяснялась высокой сложностью, проще сказать, невозможностью подключения. Такое вообще бывает?! Здание редакции в центре Алматы! Не в маленьком ауле. Национальный оператор, точнее его локальный представитель, чего-то, что является его работой, не способен сделать?

В общем, впечатление создается следующее - создание инфраструктуры для подключения юридических лиц во всех административных зданиях крупнейших городов республики не является приоритетом в отличие от создания условий физическим лицам. Как расценивать подобное отношение? Юридические лица должны сами оплачивать необходимость подключения, а потом еще и тариф за связь с внешним миром? Конечно, доступ номинально есть у многих, но на каких мизерных скоростях?

Мы знаем, что руководство “Казахтелекома” периодически открывает прямые линии. К их частоте и в целом наличию тоже есть вопросы. Хотя бы потому, что прямая линия подразумевает недоступность источника информации в повседневном режиме. И прямая линия, например, больше подходит главе государства, учитывая его колоссальную занятость, а не структуре, которой платит вся страна. Но это отдельная тема. Так вот, известно, что сейчас как раз такое время, когда проходит общение с представителями компании. Поэтому мы, пользуясь случаем и где-то даже положением, просим обратить на нашу проблему, а также таких как мы, внимание. А заодно ответить на следующие вопросы. Неужели инновационному оператору все еще самому выгодно поддерживать устаревшие технологии и, получается, оборудование? Почему юридические лица должны самостоятельно оплачивать апгрейд технического парка, отрасли? И почему отказ от устаревшего оборудования, повсеместный доступный переход на ВОЛС не является одним из главных пунктов национальной программы цифровизации государства?



Статья опубликована в №017, от 17.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "ПОДВИСНУТЬ НА ПРОВОДЕ".

Поделиться