Когда крыша дает течь

В рубрике Новость дня - 2022-02-17

Марта Рогова

Великие перемены добрались и до одной из самых доходных отраслей экономики - строительной. Неожиданно выяснилось, что самые раскрученные (и не только) строительные компании страны являются таковыми далеко не по причине гениальной предпринимательской жилки их владельцев, а по причине банальных связей с властью

WELAR

Агентство по защите и развитию конкуренции на днях доложило в Правительстве, что вдруг обнаружилось, что рынок строительства в стране - сплошная монополия. Как заявил председатель АЗРК Серик Жумангарин, на самом высококонцентрированном рынке жилья - в Нур-Султане - на долю только одной компании приходится более 60 процентов.
И что любопытно: жилья с каждым годом строится все больше, а число стройкомпаний не растет. Более того, как заявил Жумангарин, “вместо развития рынка усиливается доминирование ведущих застройщиков”.

“За последние пять лет годовой индекс цен на первичное жилье вырос с 1,3 до 16,6 процента. Увеличение динамики роста цен на первичное жилье более чем в 12 раз - это основной результат монополизации строительного рынка”, - сообщил глава АЗРК.

По сути, г-н Жумангарин перечеркнул все заявления властей, что рост цен на жилье обусловлен, главным образом, ростом цен на стройматериалы (например, по причине дефицита отдельных товаров). Мининдустрии совсем недавно отчитывалось, как будет наращивать импортозамещение и открывать новые заводы по производству труб и унитазов. А оказывается, надо было просто разогнать пару-тройку “лидеров рынка”.

Кстати, свою долю в рост цен вносит практика многочисленных субподрядов на строительство зданий под брендом какой-нибудь раскрученной стройкомпании. “Процесс строительства и реализации жилья осуществляется третьими лицами, не являющимися уполномоченными компаниями застройщика, что приводит к уходу от ответственности за строительство объекта, а также антимонопольного и налогового контроля. В том числе остаются без правовых гарантий покупатели квартир, реализованных юридически не связанными с застройщиками организациями. Это стало причиной массовых жалоб на качество жилья и сроки сдачи объектов”, - констатировал Жумангарин.

Кстати, о третьих лицах. В последнее время у стройкомпаний распространена практика: компания А непосредственно строит, передает на баланс (якобы продает) построенное своей дочерней компании Б. Последняя же уже реализует новые квартиры на рынке как “вторичное жилье”. И не придерешься: с юридической точки зрения компания-продавец Б не может нести ответственность за качество строительства. Ибо она не строитель, а просто риелтор. Идеальная схема ухода от ответственности!

И наконец-то Жумангарин озвучил проблемы навязывания заключения договоров с управляющими компаниями, аффилированными с застройщиками, операторами связи, интернет-услуг, кабельного телевидения, по покупке паркингов. Мол, “таким образом монопольный рынок строительства уже ограничивает конкуренцию на смежных рынках”. Заметим, что общественность эту проблему “слишком комплексного оказания услуг” поднимает уже пару десятилетий.

Да, собственно, наверное, с момента самого громкого кризиса последних десятилетий (от которого мы до сих пор не можем оправиться) - затянувшихся с 2007 года проблем с дольщиками.

Впрочем...
В 2007-2009 годах “попали” с долевым строительством больше 64 тысяч казахстанцев. Все эти годы власти активно что-то решали, строили, привлекали, меняли законодательство, чтобы не плодить новых обманутых. Но число долевых долгостроев не сильно-то и уменьшилось. Только в столице в 2018 году дольщиков было больше 16 тысяч, а к середине 2021-го - 13 тысяч.
Разумеется, денег на достройку проблемных домов выделено было немерено.
Вот, например, случай с некоей компанией “Какаду”, которая якобы трудилась над достройкой долевых домов и получила летом 2008 года от акимата 730 миллионов тенге, половину из которых директор этой компании просто украл, сбежав с 484 миллионами тенге за границу. Кстати, в те годы из республиканского бюджета акимату выделили аж 41 миллиард тенге на покупку у застройщиков шести тысяч квартир. Деньги, как тогда говорили, должны были пойти не только на помощь дольщикам, но и на поддержку строительного бизнеса.

Нашумевший ЖК “Бесоба” в Караганде тоже из числа “достраивавшихся за бюджетные деньги”. Тогда определенный властями “достройщик” сбежал с 350 миллионами тенге за границу, а дом, построенный абы как, спустя шесть лет после первоначальной даты сдачи просто рухнул. Власти, кстати, потом снесли еще и весь микрорайон, построенный за госденьги и с нарушением строительных норм.
Это все - примеры мошенничества с деньгами дольщиков. Много лет власти пытаются ставить различные препоны и запреты, чтобы избежать аналогичных проблем. Но, судя по заявлению Жумангарина, кто надо, тот лазейку всегда найдет: 47 процентов всех случаев привлечения денег дольщиков незаконные: “Почти каждая вторая квартира, профинансированная дольщиками, реализуется по серым схемам. При этом повсеместное привлечение средств дольщиков без разрешений акиматов остается без должного контроля со стороны местных исполнительных органов в связи с отсутствием проверочных листов”. Переводим: акиматы - “в доле”. Особенно, когда речь заходит о предоставлении земельных участков.

Когда-то СЭЗ “Астана - Новый город” должна была заманить стройкомпании в степную Акмолу. Но сейчас-то столица уже не нуждается в льготах для строителей. Однако СЭЗ все еще представляет многочисленные преференции. “На территории СЭЗ “Астана” реализуется 50 инвестиционных проектов с производством продукции и 135 проектов по строительству жилых и административных комплексов. Из них 65 жилых объектов холдинга BI Group, девять “Базис-А”, семь Nur Astana Kurylys, шесть G-Park. Кроме получения земельных участков вне конкурса эти компании освобождены от уплаты имущественного, земельного налога, таможенных пошлин”. СПК, которые находятся в управлении акиматов, тоже активно делают бизнес на недвижимости: реализуют земельные участки для строительства жилых домов, торговых центров, фитнес-залов, АЗС под видом инвестпроектов...
Сейчас, конечно, власти начнут активно разбираться с компаниями-монополистами и, возможно, даже лишат их бюджетной финансовой подпитки. Но хотелось бы, чтобы дело не ограничилось очередным размахиванием лозунгами и обещаниями “разграничить”, “озвучить собственников компаний”, “усилить контроль”...
Для начала неплохо было бы понять: как власти, имея на руках доказательства роста цен на рынке жилья в 12 раз за пять лет исключительно по причине монополизации рынка, собираются откатывать цены назад?

Нур-Султан


Статья опубликована в №017, от 17.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Когда крыша дает течь".

Поделиться
Следуйте за нами