Артефакты из мавзолея

В рубрике Культура - 2022-02-15

Ольга шишанова

В Национальном музее РК состоялся вернисаж из Карагандинского областного историко-краеведческого музея, на котором представлены реконструкция памятника Болган-Ана, а также артефакты из мавзолея Болган-Ана, найденные в Карагандинской области в Улытауском регионе

Главной целью выставки, по словам организаторов, явились популяризация истории эпохи Золотой Орды, ознакомление широкой общественности с экспонатами и артефактами, найденными в ходе археологических раскопок в Казахстане, а затем проведенными на их основе реставрациями.

- В ходе проведения археологических исследований в мавзолее Болган-Ана обнаружены ценные археологические артефакты золотоордынского времени. В том числе элементы верхней одежды из шелка, чаша из драгоценного металла и антропологические материалы. После чего впервые в Казахстане на основе антропологического материала из мавзолея Болган-Ана была сделана гиперреалистичная скульптура, а также восстановлены верхняя одежда и сопутствующий погребальный инвентарь, - сообщили в ходе вернисажа сотрудники музея.

К слову, напомним, что сам Карагандинский областной историко-краеведческий музей, который приехал со своими экспонатами в столицу, основан в Караганде в 1932 году на базе политехнического музея. Но уже через несколько лет, благодаря попавшим в музей археологическим находкам из Карагандинской области, он был преобразован в краеведческий. Сейчас это самый крупный музей региона, коллекция которого насчитывает более 140 тысяч экспонатов. В том числе и тех, которые демонстрируют в стенах Национального музея РК в эти дни.

А посмотреть действительно есть на что.

Так, непосредственно сам Болган-Ана - это памятник мемориального зодчества Казахстана республиканского значения, расположенный в Карагандинской области, приблизительно в 10 километрах выше слияния рек Кара-Кенгир и Сары-су, протекающих через урочище Кара-жар.

Вместе с другими значительными памятниками мемориальной архитектуры, сохранившимися в том же районе - мавзолеями Алаша-хана, Аяк-Хамыра, Джучи-хана и Жубан-ана, он составляет культурно-историческое единство. Но главное - часто упоминается вместе с ними как пример самобытного стиля, существовавшего в районах Центрального Казахстана в средние века. Весь комплекс охраняется государством с 1982 года.

Однако именно Болган-Ана расположен на крутом берегу одной из вышеуказанных рек, причем на самой верхней его террасе, благодаря чему хорошо виден издали. Ведь, как и многие памятники мемориального зодчества, когда-то он служил одновременно путевым ориентиром и, возможно, пространственно-межевой меткой. Господствующая высота места также неслучайна - открывающийся вид умиротворяет своей широтой, создает созерцательное настроение. Да и само сооружение дольше остается на солнечном свету.

При этом интересно, что название мавзолея Болган-ана означает что-то вроде “Матушка-Болган” и сохранилось исключительно в устной традиции - вплоть до первых записей путешественниками XVIII-XIX веков. Но вот только записи эти были путаными и противоречивыми, как и рассказы их разноязычных проводников. Позднее из письменных источников стало известно и о некоем городе Болган-Ана. Так что из всего этого нагромождения довольно точной оставалась только привязка, которая звучала как “чуть выше устья Кара-Кенгира”, позволившая позже осторожно идентифицировать под разными названиями один и тот же объект, в том числе в записках Чокана Валиханова. Однако окончательно идентифицировал и впервые описал мавзолей Болган-Ана известный казахский археолог Алькей Маргулан.

Хотя все равно, по мнению ученых умов, окончательно идентифицировать личность, давшую сооружению свое имя, пока не удалось. Так, одни источники утверждают, что девица Болган - сноха полулегендарного Алаша-хана, другие считают ее снохой или даже возлюбленной самого Чингисхана, третьи - зажиточной вдовой влиятельного протоказаха.

Между тем от ответа на вопрос, кем же была Болган-Ана, зависит и ответ на то, когда мавзолей построен. Например, сторонники связи с Алаша-ханом, даты жизни которого указывают в разных источниках в диапазоне от VIII до XV веков, также последовательны и в датировке мавзолея Болган-Ана. Тогда как сторонники связи с первыми чингизидами датируют возведение строения XIII-началом XIV века. И, наконец, утверждают, что мавзолей построен, скорее всего, не ранее начала XV века.
Не меньше загадок преподнесли во время археологических раскопок и артефакты, найденные в ареале местности, окружающей мавзолей.

Так, обнаружен костяк, изначально захороненный в деревянном саркофаге, который, к сожалению, со временем разрушился. Но зато при расчистке обнаружены изумительные артефакты - золотая чаша у изголовья, серьги в районе плеч. А еще - сохранившиеся ткани, шелковая одежда, расшитая золотыми нитями, о которой речь шла в самом начале, и кожаные сапоги.

И все это можно увидеть в представленной экспозиции в залах Национального музея РК.

Нур-Султан



Статья опубликована в №016, от 15.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Артефакты из мавзолея".

Поделиться