Ольга Шишанова
Навести порядок на алматинском рынке “Алтын Орда” поручил глава государства местным исполнительным органам в ходе расширенного заседания Правительства
- Я хотел бы отметить одну проблему. Пора положить конец неэффективному торговому посредничеству. Например, жители города Алматы, где проживают три миллиона человек, и его окрестностей в основном покупают товары на рынке “Алтын Орда”. Поручаю акимам Алматинской области и города Алматы совместно с Правительством навести порядок на рынке, - отметил Президент республики на расширенном заседании Правительства. Добавив, что эта территория “стала настоящим хлебным местом для корыстолюбивых, и мы это ясно видели во время январских событий в Алматы”. Это же, по словам главы государства, касается и других регионов, причем “при необходимости к этой работе должны быть привлечены правоохранительные органы”.
Действительно, на многих, если не на всех, рынках республики давно, еще со времен пресловутой перестройки, сложился своеобразный “анархический порядок”, что, в общем-то, неудивительно - в лихие 90-е базары, рынки и иже с ними формировались стихийно, неуправляемо. Хотя, с другой стороны, управление на них тогда как раз-таки складывалось на основе “держания” их криминальными авторитетами. Но не следует думать, что эти “правила” существования таких рынков и формирование на них криминально-рыночных отношений - явление стихийное. Скорее наоборот, оно явилось следствием передела сфер и секторов влияния, которое стало ответом на изменившийся государственный строй, и в таком виде дожило до наших дней.
Соответственно, становится не совсем понятным, что подразумевает под собой общая формулировка “навести там порядок”. В чем он должен будет заключаться, какие меры должны будут приняты, кого они коснутся? Значит ли это, что весь криминал, который “пасется” на этом рынке, будет изгнан? Или его каким-то образом принудят вести себя тише воды, ниже травы? К слову, первоначально владельцами ТОО “Рынок Алтын Орда” были его учредители, которые открыли его в начале 2000-х годов. Однако сегодня там хозяйничают уже другие владельцы - ТОО “KURYLYS LTD” и ТОО “Altyn Orda Qaz Trade Ltd”. Которых, судя по всему, такой порядок вполне устраивает.
И если, например, торговые центры республики или те же моллы можно в случае возникновения проблем привлечь к ответственности за неправомерные действия в отношении покупателя - например, обвес, некачественный товар, то на рынках страны, особенно в крупных областных центрах, это сделать практически нереально.
Во-первых, эта территория, как правило, не подчиняется никаким государственным структурам, как это было, например, в советское время.
Во-вторых, покупатель на подобном рынке оказывается практически бесправным не только перед структурой рынка, но и даже просто перед тем или иным продавцом. Иными словами, вернуть просроченный товар, доказать, что тебя обманули, обвесили, и, соответственно, вернуть свои деньги практически невозможно.
То есть поскольку в правоотношениях “ТРЦ - покупатель” последний -слабая сторона, то на его стороне и стоит государство. Тогда как на рынке взаимоотношения “продавец - покупатель” вроде складываются на равных, что, конечно же, не совсем так. Даже самый неопытный базарный торговец - это все-таки профессиональный участник соответствующей деятельности, и от его неправомерных действий покупатели должны быть защищены Законом о защите прав потребителей. Но пока базарные торговцы не внесены ни в какие реестры, а значит, к ним невозможно применить никаких санкций за нарушение правил торговли. В отличие от, повторим, тех же крупных торговых центров. Так что по всем параметрам покупатель на рынке остается один на один не только с продавцом, но и с самой структурой рыночных отношений, оставаясь в то же время перед ними абсолютно бесправным.
Чего, кстати, никогда не наблюдалось в советское время, точнее, на рынках бывшего Союза, где управление осуществлялось городскими и районными отделами торговли местных советов депутатов трудящихся. При этом у каждого колхозного рынка был директор, назначаемый заведующим городским или районным отделом торговли. При директоре создавался рабочий аппарат, утвержденный исполкомом городского или районного совета. Но главное, контроль за работой колхозных рынков осуществлялся местными отделами торговли, которые проверяли выполнение правил торговли на рынке, финансового плана и всю хозяйственную деятельность рынка, а также правильность взимания установленного разового сбора и платы за услуги. При необходимости к наведению порядка привлекали органы милиции, которые и без того совершали постоянные рейды по рынкам.
Иными словами, в переводе на современный язык, контроль за работой любого рынка осуществлялся на уровне акиматов, в помощь которым были выделены специальные полицейские наряды, помогающие поддерживать должный порядок.
Едиными для всех рынков были также и санитарные нормы, утвержденные в далеком ноябре 1955 года Министерством торговли СССР и Всесоюзной государственной санитарной инспекцией, которые действовали вплоть до перестроечного времени.
Любопытно, что фактически некоторые из этих правил рыночных взаимоотношений сегодня применяют на рынках в зарубежных странах.
Так, на рынках США, где, правда, все зависит от того или иного штата, продавцы обязаны состоять в определенной гильдии фермеров, торговцев определенной продукции, обязательно - в профсоюзах, которые участвуют не только в защите прав своих членов, но даже принимают участие в ценовой политике того или иного рынка. Тогда как на стороне покупателей - многочисленные общества защиты прав потребителей, армия адвокатов и судебная система.
В Германии ко всему прочему приняты раздельные рынки - то есть в этой стране чаще можно встретить не смешанные направления продажи, а подразделяющиеся на продовольственные, промышленные и скотофуражные.
И - да, полиция в этих государствах практически не участвует в жизни рынков, так как стражей порядка призывают туда только в случае крайней необходимости.
Что же касается Казахстана, то какой бы путь наведения порядка - как на рынках республики, так и в рыночных отношениях между продавцами и покупателями - ни был избран, он должен, во-первых, быть постоянным, системным. То есть это должны быть не просто некие одноразовые акции, в ходе которых привлекались бы к ответственности нечистые на руку продавцы или руководство этих самых рынков за неправильно организованную торговлю на вверенном им участке.
А во-вторых, вся эта рыночная структура обязательно должна быть под контролем государства. И не важно, что при этом будет взято за основу - те или иные постулаты управления рынками из далекого СССР либо определенные правила ведения рыночных отношений, принятые в зарубежных странах.
Какова общая цифра тех, кто сегодня охвачен работой, точнее, “ходит под криминалом”, на рынках республики, никто точно ответить не в состоянии. Но одно дело, когда ответ на этот вопрос не знает простой обыватель, и совсем другое, если такими цифрами не владеет Агентство по статистике РК. Однако даже если предположить, что в Казахстане цифра крупных городов и вкупе с ними регионов приближается к 20, а в каждом насчитывается не один десяток крупных рынков, на каждом из которых можно встретить примерно сотни, а то и тысячи работников самых разных мастей и направлений деятельности, то... То общее число таких людей может запросто перевалить за полмиллиона человек. И это только по самым скромным подсчетам и только по крупным городам, а ведь есть еще и села, где проживает больше половины населения РК.
Будем, впрочем, благодарны, если государственные статистики нас поправят в части цифр.
Нур-Султан
Статья опубликована в №014, от 10.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "СЛЕДИТЬ ЗА БАЗАРАМИ".