Утиль-сборка

В рубрике Новость дня - 2022-02-10

Александр Волков

Автопарк страны устаревает, продукция дорожает - это факт. Одним из наиболее эффективных инструментов, который позволит сломить эту тенденцию, может стать радикальное изменение политики в вопросе утильсбора. Наивно полагать, что его отменят вовсе, но уже сейчас известно, что реальная стоимость утилизации (если говорить об экологии) составляет лишь 10 процентов - именно столько из собранных сотен миллиардов тенге РОП потратил на переработку автохлама. Возможно, это и есть та самая цифра, которую можно считать реальной и приемлемой? Ждем решения чиновников, чтобы понять, на чьей все-таки они стороне. Что перевесит: амбиции бизнеса или интересы граждан?

WELAR

Несмотря на то, что основные акценты в теме утильсбора вроде бы расставлены, страсти вокруг этого вопроса начинают кипеть все сильнее: пока казахстанцы пытаются доказать неуместность этой “надуманной пошлины”, лоббисты тянут одеяло в противоположную сторону.

Деятельность “Оператора РОП” вызывала множество критики и до январских событий, что привело к созданию общественной группы “#Нетутильсбору”, на социальной странице которой уже числится около 30 тысяч участников. Цели и задачи группы понятны из названия, как и причины ее стремительного роста - в Казахстане сумма утильсбора одна из самых высоких в мире. Несмотря на то, что общественная группа еще совсем молодая (ей не исполнилось и года), активистам удалось привлечь достаточно внимания как общественности, так и чиновников. Это видели и РОПовцы, которым такие инициативы пришлись явно не по нраву. Не беремся судить, какие именно цели преследовали топ-менеджеры РОПа, но сейчас создается такое впечатление, что была предпринята попытка отвлечь от себя внимание.

В частности, еще в 2021 году АО “Жасыл даму” (на чей баланс сейчас и сели все активы “Оператора РОП”. - Ред.) оказалось под крылом ключевых фигур, курирующих ТОО “Оператор РОП”. Изначально “Жасыл даму” находилось в непосредственном ведомстве Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК. Затем было передано в Международный (а по факту казахстанский) центр зеленых технологий и инвестиционных проектов (МЦЗТиИП). Это так называемый оператор перехода казахстанской экономики на “зеленые” рельсы, на который государство собирается (во всяком случае, планировало) потратить 650 миллиардов долларов в течение последующих 40 лет. Но это немного другая история, сейчас же вернемся к теме утильсбора.
На тот момент единственным учредителем МЦЗТиИП было все то же Министерство экологии, и на этом, казалось бы, можно было поставить точку. Ведь визуально и чинно, и благородно: “утилизационные” деньги должны были идти в “Жасыл даму”, оттуда через МЦЗТиИП непосредственно в Минэкологии.

Но весной 2021 года 50 процентов плюс одна акция МЦЗТиИП продали за символичные 50 миллионов тенге Ассоциации экологических организаций Казахстана, учредителем которой является... частный Фонд развития социально значимых инициатив.

Юридически это “объединение” выражается в Постановлении Правительства РК от 15 апреля 2021 года № 241 “О некоторых вопросах реорганизации подведомственных организаций Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК”, в котором и отражалось присоединение АО “Жасыл даму” к МЦЗТиИП.

Вот и получается, что утильсбор, который прежде находился под контролем частной компании, мог вновь оказаться под “условно” государственным надзором с участием в нем частных инициатив и потребностей.

Но! Постановлением Правительства Республики Казахстан № 20 от 18 января 2022 года, которое и прекратило деятельность ТОО “Оператор РОП”, было отменено ранее принятое Постановление Правительства № 241 от 15 апреля 2021 года, что подтвердили в Минэкологии.

“Акционерное общество “Жасыл даму” является подведомственной организацией Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, и доля участия государства составляет 100 процентов. То есть никаких других физических и юридических лиц в составе акционерного общества нет”, - говорится в сообщении Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Таким образом, авторам рокировок не удалось разыграть свою многоходовку.
Главная проблема утильсбора отнюдь не только в том, кто собирает деньги, тем более что сейчас в этом вопросе уже поставили жирную точку, а в том, во сколько этот “налог” обходится казахстанцам. Дело в том, что он серьезно превышает ставки, установленные в большинстве стран мира. Так ли богаты казахстанцы, чтобы платить за утильсбор по пять-восемь тысяч долларов (в эквиваленте)? Для сравнения: в той же Европе он составляет всего 100 евро или отсутствует вовсе!

Как уже известно, 11 января Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев распорядился перевести все активы из ТОО “Оператор РОП” в АО “Жасыл даму”, при этом сам утильсбор был одномоментно остановлен. Чиновники поспешили исполнить поручение главы государства и практически молниеносно отчитались о реализации, а также старте приемов платежей начиная с 24 января. Но поторопились, поскольку ряд технических вопросов попросту не реализовали. Останавливать прием утильсбора пришлось вновь, о чем публично заявили в АО “Жасыл даму”.

“В связи с проведением компетентными органами проверочных мероприятий в отношении ТОО “Оператор РОП”, а также незавершением процесса передачи функции по администрированию расширенных обязательств производителей от прежнего оператора в управление АО “Жасыл даму” временно прекращено оказание услуг...” - говорится в тексте нового оператора.

Навели порядок достаточно быстро, и уже с 31 января прием утильсбора возобновили (суммы ставок остались прежними, но с оговоркой, что они должны быть пересмотрены, а результаты чиновники обещали озвучить в конце февраля. - Ред.).

За то время, пока происходили все эти непонятные качели с открытием и закрытием платежей за утилизационный сбор, повысили свою активность как противники утильсбора, так и его сторонники, ведь главной интригой дня стало возможное сокращение или отмена пресловутого “налога”.

Если отбросить детали, то в сухом остатке вместо того, чтобы помогать Казахстану избавляться от автохлама, утильсбор стал лишь очередной заградительной мерой, не позволяющей ввозить в страну импортную технику, а вследствие - и продукцию. Такой шаг, как и следовало ожидать, дал свои негативные результаты. Например, “надбавка” за ввоз в Казахстан сельхозтехники, которая в итоге вместо обещанных двух-трех процентов составила около 20 процентов от стоимости того же комбайна или трактора. Фермерам просто нечем нивелировать эти траты, и они легли в себестоимость продуктов питания, цены на которые и без того были разогнаны постковидными ограничениями. Вот почему казахстанские огурцы в три раза дороже ананасов из Коста-Рики. Об аналогичных надбавках сообщили и представители большинства брендов мирового автопрома, которые представлены в Казахстане официально.

Но нашлись и те, кто выступил против отмены или малейшего сокращения суммы утильсбора - это российские автогиганты “КамАЗ” и “АвтоВАЗ”, выпуск продукции которых, а по факту отверточная сборка, налажен в Казахстане. Дело в том, что сейчас эти производители российских автомобилей получают субсидии за счет утилизационных сборов, при этом их освобождают практически от всех налогов и таможенных пошлин. Если утильсбор отменят, то рынок уравняет цены местного автопроизводителя и импорта...

Россияне действительно вкладывают средства в развитие предприятий на территории РК. Например, в прошлом году в Костанае запустили строительство чугунно-литейного завода - ТОО “KamLitKZ” (дочернее предприятие “КамАЗ”) - стоимостью около 80 миллиардов тенге, который обещает 300 новых рабочих мест. В планах строительство еще одного завода по производству комплектующих, который обещает аналогичный пакет финансовых вливаний и еще 400 рабочих мест.

При этом большинство проектов “КамАЗа” являются экспортоориентированными, и большую часть выпускаемой продукции будут направлять обратно в Российскую Федерацию.

“АвтоВАЗ” также выступает за сохранение утильсбора. В компании отмечают, что средства от сбора “помогли бы развивать местный автопром и производство компонентов”. Что понимается под словом “местный”, казахстанцам хорошо известно, а главное - за все время присутствия “АвтоВАЗ” в РК их продукция так и не завоевала популярности и не способна конкурировать даже с двадцатилетними иномарками.

Видимо, поэтому российские СМИ запестрели заголовками о том, что российские автогиганты могут закрыть свои предприятия в Казахстане, если утильсбор сдаст свои позиции. Что же, видимо, казахстанцам придется смириться с фактом сокращения на улицах страны числа УАЗ и “Нив”, которые и сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки.

Понятно, что российскому бизнесу здесь, в Казахстане, намного комфортнее и экономически выгоднее собирать автомобили, которые они к себе же потом и отправят. Но должны ли за это расплачиваться рядовые казахстанцы? Можно ли противопоставлять несколько сотен потенциальных рабочих мест (даже если предположить, что все до единого достанутся казахстанцам) с более чем миллионом автолюбителей и 18 миллионами граждан, каждый из которых оставляет свои кровные в корзине утильсбора. Ведь, как уже говорилось выше, утильсбор сидит не только во ввезенных иномарках, но и в продуктах питания, и в упаковке, и еще в ряде товаров, потребителями которых являются все - от грудничковых детей до пенсионеров.

Пока российские автогиганты бьются за сохранение утильсбора, союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана “КазАвтоПром” предлагает свои инициативы, которые ориентированы на действительное омоложение автопарка страны.

Сегодня непонятной остается окончательная судьба “остатка” в размере 220 миллиардов тенге, перешедшего от ТОО “Оператор РОП” к АО “Жасыл даму”. Накануне Министерство индустрии и инновационного развития РК предложило несколько вариантов перезапуска программы льготного автокредитования для казахстанцев из этих средств. Но во всех вариантах речь идет о льготном кредитовании исключительно автомобилей отечественной сборки - Hyundai, KIA, JAC, Chevrolet, и LADA. С этим подходом не согласны в союзе “КазАвтоПром”, аргументировав свое мнение вполне логичными мотивами.

“Мы поддерживаем инициативу министерства возобновить программу льготного автокредитования для населения. Но считаем, что она должна охватывать все официально продаваемые марки машин вне зависимости от того, где эти автомобили производятся”, - заявил председатель правления “КазАвтоПром” Аскар Амиртаев.

“У населения должен быть выбор - купить популярную у нас в стране японскую Toyota с высокой остаточной стоимостью или же, к примеру, KIA казахстанской сборки. Да, лимит по кредитованию нужен, и пусть покупатель сам решает, брать ему машину стоимостью соразмерной лимиту или взять автомобиль по цене выше лимита, а значит, внести определенный процент предоплаты, а остаток средств взять под четыре процента годовых по программе льготного автокредитования”, - отметил Амиртаев.

Таким образом, по мнению союза “КазАвтоПром”, в программе автокредитования должны участвовать все автобренды, официально представленные на казахстанском автомобильном рынке, а не только те, что собирают в Казахстане. И логика здесь простая: утилизационный сбор сложился на счетах “Оператора РОП” из тех средств, которые заплатили граждане Казахстана за покупку автомобилей, произведенных за рубежом. А автомобили, собранные в Казахстане, как известно, утильсбором не облагаются. Средства, которые были собраны “Оператором РОП”, сформированы исключительно за счет средств утилизационного сбора, взимаемого за реализацию импортных автомобилей. Поэтому, по мнению руководителя союза “КазАвтоПром”, было бы справедливо включить их в программу льготного автокредитования.


Статья опубликована в №014, от 10.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Утиль-сборка".

Поделиться