Виктор Мережко: Я - женский сценарист и женский режиссер...

В рубрике Светская жизнь - 2022-02-08

Зухра Табаева

Знаменитый российский, советский сценарист, режиссер, актер, телеведущий Виктор Мережко ушел из жизни 30 января. В числе поклонников его творчества - представители нескольких поколений, доводилось с ним встречаться и казахстанским журналистам

Мэтр о Казахстане
В Алматы Виктор Иванович возглавил жюри пятого МКФ “Бастау”. Тогда Мережко заявил: “Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу страну и замечаю, как достойно, стабильно живут казахстанцы, чего не скажешь о других постсоветских республиках. В связи с приглашением моего друга Сергея Азимова мне пришлось изменить свои планы, ведь я собирался принимать участие в юбилейных торжествах Никиты Михалкова. Кинофестиваль “Бастау” - актуальный, перспективный и имеет международное значение. Меня порадовало рвение местной молодежи к искусству. Нация стремится к культуре и самопознанию, что очень важно для будущего государства. Главное - я вижу на экране одержимость снимать кино. Казахское кино самобытное. Ваши режиссеры не подражают ни Голливуду, ни Болливуду, ни китайским или японским кинематографистам, в этом их ценность”.

Писать нужно
каждый день
У В.И. Мережко богатая фильмография. Вспоминая свой творческий путь, он рассказал следующее: “Я приехал в Москву из провинции, нахальным был, упрямым, трудолюбивым и уверенным, что всего добьюсь. Поначалу хотел стать артистом, а стал сценаристом, но у меня есть и актерские, и режиссерские работы. По моим сценариям снято 70 картин, как режиссер я создал 9 лент. Хотя это совершенно разные профессии. Когда мой сосед - драматург Аркадий Инин - узнал, что я собираюсь снимать кино, счел меня ненормальным”.

Мастер признался, что ему наиболее дороги следующие картины: “Хочу отметить “Здравствуй и прощай”, “Одинокая женщина желает познакомиться”, “Родня”, “Трясина”, “Вас ожидает гражданка Никанорова”, “Прости”, “Под небом голубым”, “Курочка Ряба”, “Полеты во сне и наяву”. Сценарий последнего я создал за месяц, главную роль писал для Никиты Михалкова, а не для Олега Янковского. Эпизоды из моей биографии вы можете увидеть в восьмисерийном фильме “Провинциалы”. А сценарий картины “Прости” я написал, прося прощения у своей жены. Мне было интересно снимать обе ленты про Соньку Золотую Ручку. И, конечно, мне дорога моя крайняя драма - боевик “Хуторянин”, которую я снимал по своему сценарию, два года над ней работал. Но за это время я написал восемь новых сценариев. В “Хуторянине” у меня снимался великий русский актер Олег Басилашвили, актер школы Георгия Товстоногова (в 40-х годах Г. Товстоногов ставил спектакли и в Русском драматическом театре в Алма-Ате. - Прим. ред.). В ходе съемок он попросил меня написать для него какую-нибудь роль, и я откликнулся на его просьбу. Это будет четырехсерийный фильм под названием “Не ждали”, в котором 80-летний Олег Валерианович сыграет сумасшедшего человека, его герой потерял память... В творчестве нельзя останавливаться, писать нужно каждый день. Об этом я сказал на мастер-классе своим начинающим коллегам. У меня 13 сценариев для анимационных фильмов. Еще я автор 17 пьес, и ни одна из них не миновала сцены, все они были поставлены. Наиболее известны “Пролетарская мельница счастья”, “Ночные забавы”, “Крик”, “Я - женщина”, “Женский стол в охотничьем зале”. А одна из моих пьес ставилась в Алма-Ате, я и гонорар получил, только не помню уже, что это была за пьеса, на премьере меня не было”. По мнению Мережко, театральная драма предполагает ограниченное количество героев, которые должны быть жестко задействованы, существовать в конфликте. В киносценарий могут вводиться второстепенные персонажи, которые помогут раскрыться главному герою.

А еще Виктор Иванович подчеркнул: “Я - женский сценарист и женский режиссер. Мне очень интересны женские персонажи, так как они сложнее, они живут чувствами, сердцем и думают меньше мужчин. А ведь думать можно в ограниченном пространстве, а чувствовать - бесконечно! В моей семье было четверо детей, жили мы бедно, и благодаря маминой любви, теплу, чуткости, заботе нам было комфортно, она нам помогала преодолевать все трудности. Поэтому я с детства привык уважать женщин, относиться к ним с пониманием. Кстати, персонаж Нонны Мордюковой в ленте “Родня” я писал со своей мамы и с тещи”. С грустью он вспоминает о работе на ТВ: “Я семь лет вел “Кинопанораму”, десять лет - программу “Мое кино”, я в них вложил очень много души, а потом мое время ушло. Так как современные эпатажные ток-шоу - это не мой профиль”.

С гордостью гость упомянул о своих детях: “Дочка Маша окончила ВГИК, снималась в фильмах “Прости”, “Ночные забавы”, в сериале “Кафе “Клубничка”, работала на телевидении. С сыном Иваном мы вместе написали три сценария для сериалов на телеканале “Россия”, где он выступил режиссером. А до этого был художником-постановщиком пяти картин, на моих картинах работал помощником режиссера”.

Досье “НП”

Родился 28 июля 1937 года на хуторе Ольгинфельд Александровского района Ростовской области. Образование: технологический факультет Украинского полиграфического института во Львове (1961), сценарный факультет ВГИК (1968).



Статья опубликована в №013, от 08.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Виктор Мережко: Я - женский сценарист и женский режиссер...".

Поделиться