Особенности театральной работы

В рубрике Культура - 2022-02-08

Ольга Шишанова

Каково это - за 15 секунд переодеть артиста во время спектакля, постирать 300 костюмов после исполнения оперы или балета, а еще знать наперечет все 8775 костюмов, которые хранятся в столичном театре “Астана Опера”? Своими секретами поделились заведующая костюмерным цехом Айсулу Амирханова и костюмер Жадыра Кутжанова

Сегодня можно утверждать, что столичный театр “Астана Опера” сможет составить конкуренцию ведущим театрам мира не только в творческом, но и техническом плане. Помимо замечательных оперных солистов, артистов балета, покоривших вершину танцевального искусства, в театре есть собственные мастерские, состоящие из квалифицированных, опытных специалистов, которые могут вдохнуть жизнь в проекты выдающихся современных художников и сценографов.

Например, костюмерный цех театра отвечает за бережное хранение костюмов, которые артисты надевают во время спектаклей, концертов, и за то, чтобы в них каждый исполнитель блистал на сцене, производя неповторимое впечатление на публику. Более того, по словам начальника цеха Айсулу Амирхановой, после каждого спектакля сотрудники цеха стирают, гладят, отпаривают сразу около 300 костюмов!

- Наши костюмеры - большие профессионалы своего дела, открытые и доброжелательные люди, многие из них имеют высшее специальное образование. Они работают со всеми творческими коллективами - например, с тем же хором, который делится на мужской, женский и детский. И за каждый из них отвечает по два профессионала. От начала и до конца спектакля они постоянно находятся рядом с артистами за кулисами. Спектакль может идти около трех часов, и все это время они, как “скорая помощь”, рядом с исполнителями - переодевают их, ослабляют или наоборот делают туже детали костюма, да много чего еще. То есть следят за тем, чтобы костюм не мешал выступлению артиста, - рассказывает Айсулу Амирханова.

И - да, каждый знает, кто автор эскизов костюмов всех спектаклей, в каком акте нужен тот или иной конкретный костюм, а еще они тщательно обеспечивают чистоту и сохранность сценических нарядов. При том что, оказывается, температура хранения костюма не должна опускаться ниже +15 градусов, тогда срок его службы обычно составляет от пяти до 15 лет. Конечно, большую роль здесь играет и то, какая была использована ткань при изготовлении наряда. А всего сейчас количество костюмов в цеху 8775, и в театре созданы все условия для особого ухода за ними. Есть даже специальная прачечная, где производят их химчистку. Кстати, один костюм может содержать от восьми до 10 элементов в зависимости от исторического века, к которому он относится. И каждый представляет особую ценность, он переносит зрителей в эпоху, отраженную художниками в том или ином спектакле. Так вот, поэтому и у костюмеров есть уникальная возможность каждый день работать с разными периодами истории - от древности до современности.

А еще работники закулисья должны быть немного психологами, чувствовать настроение артистов, где-то поддержать, подбодрить их и обязательно пожелать удачи перед выступлением. В костюмерном цехе театра “Астана Опера” трудятся люди с разным опытом, но в основном те, кто имеет стаж более 20 лет. Кто-то присоединился к команде относительно недавно, но любят свою работу все одинаково.

Также необходимо отметить тот факт, что вместе с артистами на гастроли обязательно ездит профессиональная команда костюмеров. Например, в 2017 году, когда театр ставил оперу Верди “Аида” в китайском городе Гуанчжоу, четверо костюмеров из театра “Астана Опера” проработали там с артистами 26 дней. Один из них - опытный костюмер Жадыра Кутжанова, которая пишет стихи, поет, играет на кобызе и домбре.

- Я горжусь тем, что работаю здесь, в этом театре, в этом цеху. Потому что не все способны трудиться в творческой среде, поддерживать связь с художниками, находить с ними общий язык. А ведь бывает, что мы готовим костюмы всего за три дня, иногда - за неделю до начала выступления артистов. Поэтому, когда все спланировано и приготовлено, недочетов в нашей работе не бывает. И пусть работа костюмера может показаться кому-то постороннему легкой, но и в ней есть свои сложности. Например, если в одном спектакле восемь картин, то и артисту иногда приходится переодеться восемь раз. И при этом бывают случаи, когда двух исполнителей одевают за 15 секунд! И все равно театр, несмотря ни на что, - это чистое и высокое искусство, - заключает она.

Нам остается лишь добавить, что на этом двери костюмерного цеха пока закрываются, но впереди ждут своего открытия еще множество других - гримерный, пошивочный, бутафорский...

Нур-Султан


Статья опубликована в №013, от 08.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Особенности театральной работы ".

Поделиться