Под маской иллюзии

В рубрике Культура - 2022-02-04

Эльвира Сыздыкова

В прокате идет нуарная драма “Аллея кошмаров” режиссера Гильермо дель Торо. 1930-е. Америку разъедает Великая депрессия. Бегущий от прошлого Стэн оказывается на передвижном карнавале. Работу ему поручают самую незатейливую, но амбиции не дают покоя. Стэн находит наставников и становится менталистом - артистом, якобы читающим мысли зрителей. Преследуемый жаждой славы, с любимой девушкой герой отправляется в большой город. Там его путь пересекается с психоаналитиком Лилит, которая помогает мошеннику покорить мегаполис

“Аллея кошмаров” основана на одноименном фаталистическом романе Уильяма Линдси Грэшема, опубликованном в 1946-м. В том же году книгу впервые экранизировали, постановщиком выступил Эдмунд Гулдинг, главные роли сыграли Тайрон Пауэр, Колин Грэй и Хелен Уокер.

Режиссер Гильермо дель Торо, лауреат “Оскара”, автор картин “Лабиринт Фавна” и “Форма воды”, увидев в книге поучительную притчу о кошмаре капитализма, решил придать истории современное звучание. Он рассказывает: “Я хотел, чтобы люди чувствовали, что смотрят историю, имеющую отношение к нашему миру. Нам было интересно подчеркнуть идею о том, что люди - тогда и сейчас - обращались к душевным переживаниям, чтобы одурачивать невинных людей”.

Сценарий дель Торо написал вместе с журналистом и кинокритиком Ким Морган. Большие поклонники оригинального романа, они начали работу с поиска информации о писателе и выясняли, что жизнь самого Линдси Грэшема во многом перекликается с жизнью главного героя романа. Затем авторы всесторонне исследовали шоу фриков и гиков, страшно популярные в те времена. В этих представлениях участвовали отличающиеся необычной внешностью артисты, а также наркоманы и пьянчуги, ради дозы готовые напоказ вытворять отвратительные вещи. Прописывая скрытую от глаз публики жизнь карнавала, сценаристы вдохновлялись скандальным фильмом “Уродцы” Тода Броунинга.

В производстве “Аллеи кошмаров” участвовали оператор Дан Лаустсен, художник-постановщик Тамара Деверелл, художник по костюмам Луис Секейрой и режиссер монтажа Кэмерон Маклафлин.

Главного героя, глазами которого мы наблюдаем за историей, исполнил номинант на “Оскар” Брэдли Купер (“Звезда родилась”, “Мой парень - псих”). Наставников Стэна - гадалку Зину и фокусника Пита - сыграли номинантка на “Оскар” Тони Коллетт (“Реинкарнация”) и лауреат “Эмми” Дэвид Стрэтэйрн (“Темные времена”). Возлюбленную мошенника Молли, ставшую голосом совести, на экране воплотила номинантка на “Оскар” Руни Мара (франшиза “Девушка с татуировкой дракона”). А Лилит - доктора, готового делиться секретами своих пациентов, исполнила обладательница “Оскара” Кейт Бланшетт (“Кэрол”, франшиза “Властелин колец”).

В касте также появились Уиллем Дефо, Ричард Дженкинс, Рон Перлман, Холт Маккэллани.

Воссоздающая роскошную эстетику того времени, картина сохраняет современный темп повествования, отчего, несмотря на два с половиной часа хронометража, не приедается. Конечно, не последнюю роль в этом играет и перевоплощение ведущего актерского состава, удерживающего зрителя там, где истончается сценарий.

“Аллея кошмаров” кажется самой приземленной работой в фильмографии Гильермо дель Торо. В истории нет магических элементов, но она все же строится на особенной мифологии, прописанной авторами. Тут есть драматические параллели, предсказания, перекликающиеся с судьбами героев, закон бумеранга, море символизма и, наконец, сама нить истории, в финале возвращающая нас к исходной точке.

Эта мифология, впрочем, не оставляет порой надежды на непредсказуемый поворот обытий, и, была таковой задумка или же нет, зритель в какой-то момент сам “становится менталистом” и угадывает приближающийся расклад.

Новая работа прославленного дель Торо - гипнотическое и мрачное странствие в мир ослепительного мошенничества и самых мерзких человеческих стремлений, скрытых за пафосным шоу. Меняются методы, инструменты и ярлыки, но людей, сломленных горем, ищущих освобождения, до сих пор нещадно обчищают все те же самые менталисты и телепаты. Впрочем, создатели “Аллеи кошмаров” неоднозначно дают понять: от правды не убежать. Она ранит, но необходима.

Индекс фильма <18+> - фильмы, запрещенные для детей

 

Статья опубликована в №012, от 04.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Под маской иллюзии".

Поделиться