ИНДУЛЬГЕНЦИЯ РОДИНЫ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-02-04

Мадина Меирманова

Депутаты Мажилиса, в частности, фракции от партии “Ак жол”, обратились с запросом, сколько капитала вывезено из страны в ходе январских событий

Мажилисмен Максат Раманкулов, озвучивавший запрос фракции председателю Агентства по финансовому мониторингу Жанату Элиманову, заявил: “Мы считаем важными направлениями борьбы с коррупцией деолигархизацию и деофшоризацию экономики Казахстана, возврат в страну украденных у нашего народа средств”.
“Наша фракция в течение уже десятка лет неоднократно поднимала эти вопросы в своих депутатских запросах касательно так называемых “Панамского списка”, “Райского досье”, казахстанских счетов в банках Швейцарии. По данным международной организации Tax justice network, за последние 25 лет из Казахстана в зарубежные офшоры выведено около 140-160 миллиардов долларов США, что равняется годовому ВВП всей страны и ее внешнему долгу. По некоторой информации, правоохранительными органами РК за последние пять лет по фактам незаконного вывода капитала за рубеж заведено свыше двухсот дел. Однако о конкретных результатах этой работы в виде возврата в страну сколько-нибудь серьезных сумм так ничего и не известно”, - возмущался парламентарий.
Он напомнил, что “общество обсуждает” январское бегство из страны “явных и тайных олигархов”. Которые “не только покидали Казахстан на частных самолетах, но и в срочном порядке выводили огромные суммы на зарубежные счета”.
Парламентарии очень интересуются, а сколько вообще денег вернулось в страну из офшорных зон. Но главное, сколько капитала сбежало из страны в январе. Причем мажилисмены просят назвать не только цифры, но и отправителей - всех поименно. А заодно и адресатов денежных переводов.
“Есть основания предполагать, что в тот сложный момент выводились именно теневые капиталы и именно теми, кто не связывает свою жизнь с нашей страной. Надо дать им возможность жить где хотят, но если их деньги наворованы у народа, они должны быть возвращены и работать в нашей стране”, - заявил глашатай партийного запроса Максат Раманкулов. Добавив, что всегда можно запросить в налоговых органах не только факт законности происхождения денег, но и факт уплаты с них налогов.
По сути, депутатские запросы - этакое “китайское предупреждение”: поделитесь или будет нехорошо. Нехорошо же может быть несколькими способами.
Во-первых, с начала января уже прошли митинги на нескольких предприятиях (по большей части на западе страны) с требованием “вернуть компанию в собственность государства”. И понятно, что идею “раскулачить” рабочие придумали не сами. Во-вторых, бизнесменам, владеющим пакетами акций крупных компаний наряду с иностранными совладельцами, можно было бы ничего не бояться, если бы не важный момент - в ближайшее время в Казахстане начнется этап пересмотров соглашений о разделе продукции и концессий. Насколько иностранцы будут рисковать потенциальной прибылью, если им предложат обменять лонгацию контрактов на национализацию части пакета акций? Ну и, наконец, в-третьих. В последние годы участились случаи, когда даже очень богатые приезжие в традиционные иммиграционные райские уголки подпадали под юридические “неприятности”. И все потому, что на родине их обвиняли то в коррупции, то в других деяниях нелицеприятных. Вот и получается, что даже большие деньги не всегда могут дать иммунитет от преследования.
В качестве индульгенции сейчас всем потенциальным бегунам предложено скинуться для родины. И даже фонд специальный открыли для этого - “Казахстан халкына”. Это, кстати, неплохой способ обойти юридические тонкости по возврату хотя бы части богатств страны обратно в государственные руки: вроде как и вернули, но все мимо бюджета.

Касым-Жомарт Токаев: “Международные эксперты, в частности KPMG (одна из крупнейших мировых аудиторских компаний наряду с Deloitte, Ernst & Young и PricewaterhouseCoopers. - “НП”), утверждают, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана. В то время как у половины населения ежемесячный доход не превышает 50 тысяч тенге, это чуть более 1300 долларов в год”.
В год прихода Токаева к власти ситуация была аналогичная. При количестве взрослого населения чуть более 12 миллионов человек ежегодные доходы все тех же 162 граждан составляли от 50 миллионов до трех миллиардов долларов. Тогда отчет KPMG гласил, что из группы сверхбогатых казахстанцев 112 человек зарабатывают в год от 50 до 80 миллионов долларов, 45 человек - от 80 до 800 миллионов долларов и пять человек - от двух до трех миллиардов долларов. А годовой доход 96,6 процента взрослого населения не превышает 10 тысяч долларов. “Худая прослойка” среднего класса (с доходом от 10 до 100 тысяч долларов в год) к 2019 году составляла всего 2,7 процента населения страны, или чуть более 326 тысяч.

Нур-Султан


Статья опубликована в №012, от 04.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "ИНДУЛЬГЕНЦИЯ РОДИНЫ".

Поделиться
Следуйте за нами