Kazakhstan Oneri

В рубрике Культура - 2020-10-15 15:34:09

Ассаль Джан, Ляззат Кусаинова
Автор знаменитых стрит-арт-портретов, художник Ержан Танай, талантливый график Оразбек Есенбаев, известный участник группы "Кызыл трактор" Арыстанбек Шалбаев, маститый казахстанский скульптор и живописец, член Союза художников РК Аскар Есдаулет, заслуженный деятель искусств Казахстана Казахбай Ажибекулы, творческий тандем ГаБо представили репродукции своих полотен для дизайна уникальной коллаборации Qazaqstan oneri.
Наши корреспонденты встретились с двумя именитыми художниками - Ержаном Танай и Оразбеком Есенбаевым, избранными участниками нового проекта

Оразбек Есенбаев

Цель проекта, в кастинге которого приняли участие 100 портфолио мастеров разных поколений, казахстанской кондитерской фабрики “Рахат” с платформой культурного и творческого обмена Artfuture - познакомить казахстанцев с современным искусством, поддержать художников нашей страны в продвижении богатой школы казахстанского арта.

На трех уровнях
Оразбек Есенбаев, автор уникальной техники “шариковая ручка на шелковой ткани”, в своих работах раскрывает традиционный уклад, подчеркивая круговорот передачи ценностей в казахской культуре.
- Оразбек, когда к вам пришло понимание, что художник - это ваше призвание, дело всей жизни?
- Если ты выбрал путь художника - это твоя судьба, от этого никуда не денешься. Художество - это как если бы ты женился, это ревнивое искусство. Если бросаешь рисовать либо увлекся деньгами, именем, то искусство тебе этого никогда не прощает. Если ты взялся за это, чтобы не потерять призвание художника, должен работать, и только тогда это принесет результат.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе “Три уровня”, которую вы предложили в качестве репродукции для дизайна?
- Это уважение к старшим, к мужчинам, женщинам, животным. Через национальную культуру показать те времена, когда было уважение к своей культуре, к своему народу, к своему родственнику. Если говорить про все эти экологические вещи, то очень много мы потеряли, отстранились от природы. Мы думали, что сможем сделать все сами, но это не так. Это все с помощью Бога, и поэтому мы должны смотреть на любую вещь на уровне себя. На трех уровнях. И вот с таким настроением я эту картину рисовал.
- Каким должен быть художник, на ваш взгляд?
- Художник должен всегда честно работать, быть честным к своему труду, к своему произведению и к своему контингенту, который его работы постоянно просматривает. Честность всегда художника делает художником.
- Как вы считаете, какая главная особенность ваших работ?
- В течение сорока лет это поиск и труд. Практики у меня уже достаточно, в любой технике могу выразить свою идею. Я нашел свой почерк. Теперь продолжаю совершенствовать технику.
- Как период карантина отразился на вашем творчестве? Появились ли за это время новые работы?
- Может, судьба такая, но во время карантина я работал целый год на Кипре. Влияния карантина на мое творчество никакого не было, я работал с утра до вечера, сделал очень много работ. Около 40-50 работ, скульптур трехметровых, отлитых в бронзе. Где-то еще отливается, где-то уже готовые стоят на улицах Кипра, также около 50, даже 100 картин, я уже во время карантина написал.
- Что бы вы пожелали современным художникам? Какой совет хотели бы получить сами, будучи юным?
- Современным художникам я желаю не уставать, никогда не ныть. Творчество - это большой труд. Всегда говорю, что тот, кто трудится, тот ест. Художнику, как музыканту, нельзя делать большой перерыв, бросать тоже нельзя. Только работать, а кто работает, тот осилит и практику, и что задумал - всегда создаст. И в юности мне такие же идеи и вещи все педагоги говорили. Я это осознаю и признаю.

Ержан Танай и Тогжан Сакбаева

Уличное творчество
Автор знаменитых стрит-арт портретов Ержан Танай, когда-то создал команду граффити, где площадкой для развития стали улицы города, а “годовой отчет по мастерству” он сдавал на фестивале “Сникерс Урбания”
- Ержан, расскажите о ваших самых знаковых работах?
- Знаковые работы... Даже не знаю, что именно выделить. Каждая работа создает тот пазл творчества, которой называют моим стилем, в разной технике есть свои интересные работы. Будь то мурал, живопись либо каллиграфия.
- Какой из муралов был самым сложным в исполнении?
- Один из сложных муралов был в городе Павлодаре, когда рисовали портрет Абая на девять этажей. И основная сложность заключалась в холодной, ветреной погоде. Была поздняя осень, рисовать в таких условиях, конечно же, было сложно. Зритель никогда не узнает, в каких условиях создавался рисунок и увидит только результат, а конечная работа всегда должна быть на высоком уровне!
- Какие качества художнику необходимы, чтобы работать в этом направлении?
- Мы учились живописи и учились рисовать граффити параллельно, и в первую очередь мы ставим композиционную целостность картины, игру цветов, соседство тона и, конечно же, рисунок. Это все очень важные компоненты в создании полноценного мурала.
- Какие родились творческие идеи во время карантина?
- В карантин я понял, что нужно делать больше диджитал-арта. Идти в ногу со временем. Также решил, что для полноценной работы необходима личная мастерская, где тебя никто не потревожит.
- Поделитесь творческими планами?
- Если честно, планы очень сложно сейчас строить, хотелось бы сделать выставки по живописи, и не только. Но в нынешних условиях нет гарантии, что все задуманное состоится. Хотя в процессе надо быть всегда, ведь это все куда-нибудь да приведет.

Тогжан Сакбаева, основатель проекта Art Future, директор Esentai Gallery, о проекте Qazaqstan oneri:

- Проект Qazahstan Oneri мотивирован идеей максимально увеличить охват населения в изучении современного искусства нашей страны, отечественных авторов и их творчества. Нам повезло, что миссия кондитерской компании включает в себя такие ценности, как развитие культуры, изучение традиций, но при этом старается быть инновационной и идти в ногу со временем - изучая и понимая потребности клиентов.

Фото Талгата Галимова

Поделиться
Следуйте за нами