Из Франции с любовью

В рубрике Культура - 2022-02-01

Ольга Шишанова

Казахстанские артисты из FORTE-TRIO вернулись из концертного турне по Франции, дав четыре концерта в Париже, Мюлузе, Нанси и Лионе и получив грандиозный резонанс от французских ценителей классики и казахстанцев, волею судьбы находящихся в этой стране. Своим мнением об этом, а также о планах на будущее с журналистом “НП” в эксклюзивном интервью поделился художественный руководитель трио, заслуженный деятель РК Тимур Урманчеев

- Тимур Акрямович, каковы ваши впечатления о музыкальной Франции?
- Чтобы эти гастроли состоялись, должно было сойтись, я бы сказал, огромное количество пазлов. Во-первых, в наше время это санитарно-эпидемиологическая обстановка. Нам повезло - так получилось, что тогда мы оказались в зеленой зоне, и потому границы Евросоюза для нас были максимально открыты. Во-вторых, в самой Европе на тот момент тоже была относительно благоприятная обстановка, которая закончилась к моменту нашего заключительного концерта турне. Мы попали в некое маленькое окошко, хотя наша поездка и планировалась, разумеется, заранее. В том числе и в отношении выступления в весьма престижных залах - в концертном зале Моliere, что в Лионе, или в Сortot, который расположен в Париже. Это своего рода визитные карточки культурной жизни Франции, в которой наряду с такими музыкальными странами, как Италия или Австрия, ежегодно проходит огромное количество международных и очень престижных фестивалей. Иными словами, это одна из самых музыкальных стран Европы, и мы готовились к нашим гастролям с особой ответственностью, тем более что они были приурочены к 30-летию Независимости Казахстана. И, присутствуя во Франции в тот период, олицетворяли неким образом эту дату со сцены.

- Поделитесь вашими впечатлениями о выступлении. Где вы ощущали наибольший творческий подъем и отдачу зала?
- Знаете, я не могу выделить что-либо одно, то есть где-то было больше вдохновения, где-то - меньше. Или где-то публика принимала по одному сценарию, а где-то - совершенно иначе. Тогда как о свойствах того или иного зала я могу сказать, потому что для меня как музыканта очень важны акустические свойства пространства. И, соответственно, насколько полно можно донести до слушателя то звучание, которое задумывалось, которое должно быть. Но в этом плане все залы, которые мы посещали, были потрясающими. Тот же зал Сortot создавал ощущение, что мы находимся внутри виолончели - сам по себе он небольшой, обшит специальным деревом, имеет необычную форму. И, конечно, в таком зале контакт со зрителем очень непосредственен. Мы практически ощущали себя наедине с каждым слушателем, хотя общались со сцены.

- Что вам дали эти гастроли в музыкальном, профессиональном планах?
- Мы не впервые гастролируем во Франции - несколько лет назад нашему трио довелось выступать даже в соборе Eglise St-Germain L”Auxerrois, расположенном в самом центре Парижа и ведущем свое существование с XII века. Акустика, высота сводов, пространство внутри - все было просто потрясающим. И так каждый раз, во время любых гастролей, ты открываешь для себя что-то новое как музыкант, как турист.

- Вы встречались с представителями казахской диаспоры, что живут и работают там, во Франции? Насколько они избалованы подобными приездами артистов с родины?
- Они обычно почти всегда приходят на наши концерты. Кто-то из них переехал на ПМЖ, кто-то работает, находясь на службе, как наши дипломаты, например. А кто-то живет рядом с детьми, проходящими обучение в вузах Франции. Но всех их объединяет одно - все эти люди очень скучают по дому, по своей родине. А наши приезды туда на самом деле не так часты, как бы им, наверняка, хотелось. Но зато они приходят и с огромной теплотой воспринимают наши выступления, ждут нас. Причем это касается и наших соотечественников, не только находящихся в дальнем зарубежье, но и в странах СНГ. Однажды мы выступали в Санкт-Петербурге, и после концерта к нам подошла женщина, которая когда-то жила в Алматы. Но подошла не просто так - она принесла нам свои стихи о Казахстане, о южной столице, горах, птицах, природе, и глаза у нее были, как говорят, на мокром месте - настолько при общении с нами ее захлестнули эмоции. Да, она проживала в Северной Пальмире, но все ее существо, душа были на родине - в РК. Да и для многих из тех, кто, по моему наблюдению, живет за рубежом, но является выходцем из Казахстана, такие вот концерты - это возможность соприкоснуться со своей страной, с которой они бывают на какое-то время вынуждены расстаться или даже покинуть ее.

- Какова была реакция, напротив, иностранных зрителей на ваши концерты?
- По признанию взыскательной парижской публики, наше исполнение звучало так, будто мы играем вместе десятилетиями, хотя, например, скрипачка Шолпан Манкеева присоединилась к нам всего пару месяцев назад. А еще нам говорили, что у нас очень красивая и сильная интерпретация музыкальных произведений, плюс у слушателей было ощущение, что играют не три человека, а большой оркестр. И реакция зала нам это все подтверждала.

- Традиционный вопрос - каковы ближайшие творческие планы?
- В ближайшее время, в начале февраля, мы собираемся выступить с концертами в Германии совместно с легендарным оркестром Берлинской филармонии. Будем исполнять тройной концерт Бетховена, и для нас это очень знаковое событие. Вернувшись, собираемся предложить всем любителям камерной музыки квартеты Брамса - наше совместное выступление с альтистом Дастаном Балагумаровым. Ну а в марте планируем зарубежные гастроли в Италию.

Автор благодарит за помощь в организации интервью сотрудника пресс-службы “Казахконцерта” Еламана Толепбергена

Нур-Султан



Статья опубликована в №010, от 01.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Из Франции с любовью".

Поделиться