Повысить градус

В рубрике Исследования - 2022-01-28

Александр Волков

Возведение автобана, соединяющего Азию с Северной Америкой, и сегодня выглядит идеей фантастической и сложно реализуемой. Однако еще 50-70 лет назад существовали проекты, которые вполне реально могли бы связать два континента. Причем строительство дороги было лишь сопутствующим продуктом в реализации глобальной идеи создания тропических условий в Сибири и на Аляске

Физика процесса
Чем дальше заходит истерия, связанная с глобальным потеплением, тем больше начинаешь задумываться о том, что весь этот шум вокруг таяния льдов представляет собой чью-то большую политическую игру. Главные роли в разыгранном шапито розданы развивающимся странам, из которых пытаются сделать марионеток, в качестве кукловодов выступают развитые страны, исчерпавшие свои природные ресурсы. Ведь в сухом остатке все требования, которые сейчас слышны на дискуссионных площадках с пометкой “эко”, сводятся к тому, что нужно отобрать у “слабых” стран источник их ключевого дохода, приходящийся на добычу и переработку углеводородов.
Конечно, нет никаких сомнений в том, что многие крупные города являются сильнейшими источниками загрязнения атмосферы. Страдают от этого смога в первую очередь сами горожане. Но, несмотря на сохранение локального влияния на экологию, в глобальных масштабах антропогенный фактор не способен существенно изменить установившиеся на Земле процессы. Это данность, которую заинтересованные эксперты почему-то не замечают.
Возможно, все дело в том, что сейчас кому-то просто удобно говорить о глобальном потеплении и влиянии человечества на планету, чтобы этот некто мог реализовывать свои отнюдь не экологические планы по обогащению и развитию.
Рассматривая происходящее с такой точки зрения, становится очевидным, что уже сейчас стоит пересмотреть приоритеты и тратить не только усилия, но и средства на создание кардинально новых концепций, которые, в отличие от санкций в адрес отдельных государств, действительно могли бы принести изменения планетарного масштаба. Например, обратить внимание на океаническое течение Гольфстрим и проработать все возможные способы воздействия на него... Как выглядит такая идея?
Уже со школьной скамьи ученикам рассказывают о том, что климатические условия в разных странах мира зависят не только от отдаленности от экватора, температуры воздуха, но и от океанических течений. В большей части именно они определяют климатическую карту многих стран и городов. Если быть более точным, то речь не об одном Гольфстриме, который так распиарен популистами. Существует целая система течений - Атлантическая меридиональная циркуляция (АМЦ), которая разносит тепло с экватора по полюсам земли.
Если не вдаваться в сложные формулировки гидрологии, то, по сути, АМЦ можно представить как классическую систему отопления в частном доме: вода в газовом котле разогревается и поднимается по трубам вверх в расширительный бочок, после чего попадает в батареи (радиаторы отопления), откуда, вытесняя холодную воду, проталкивает ее через весь контр и котел. Остывшая вода вновь разогревается - круг замкнулся. Только АМЦ - этот не двадцатимиллиметровая труба, а невероятно большой поток - в сотни раз мощнее Амазонки, который несет по поверхности океанов примерно 20 миллионов кубометров воды в секунду из низких широт, которые и играют роль “котла”, к полюсам, перенося по пути тепло континентам. Остывшая в Ледовитом океане вода погружается на глубину и возвращается в экваториальную зону, где, разогревшись, вновь поднимается в верхние слои воды.
Увы, согревающего тепла хватает не всем, и уже где-то на уровне Скандинавии его сила значительно угасает, а Крайнему Северу - Сибири, Аляске и Канаде - от этой отопительной системы не достается практически ничего.

Выбирать
не пришлось
Эту историческую, а точнее гидрологическую, “несправедливость” человечество уже хотело исправить, причем еще в середине прошлого века. Тогда впервые детально проработали и предложили программу по уничтожению льдов Арктики. В середине 1950-х годов был представлен проект, который должен был отрезать Ледовитый океан от бассейна Тихого с помощью возведения дамбы в Беринговом проливе. Задумка, конечно, грандиозная. Но зачем?
Ответ кроется в доисторическом периоде. Примерно 62-65 миллионов лет назад климатическая карта на Земле выглядела иначе. В ту эпоху на севере Якутии встречались секвойи, в Гренландии росли каштаны и виноградная лоза, а в Поволжье шелестели пальмы. Температура поверхностных вод в Арктике составляла плюс 14 градусов по Цельсию (сейчас минус 1,5 градуса по Цельсию), а у экватора была ненамного выше нынешней. Соответственно, постоянный ледяной покров в северных морях отсутствовал. Но... континенты разошлись, былой водообмен между экваториальными и полярными акваториями нарушился, и в конечном итоге мы получили землю такой, какой она досталась современному человеку.
Автором проекта по возведению дамбы в Беринговом проливе был ученый Петр Борисов. Он рассчитал, что если усилить циркуляцию воды из экваториальных областей в полярные, то механизм завертится в обратную сторону. Он считал, что чем больше льдов будет таять, тем больше тепла будет поглощать поверхность арктического бассейна и, как следствие - возрастет влажность воздуха, снизится воздействие ультрафиолета, что также послужит целям потепления.
Рвение ученого оживить тундру было легко объяснимо, ведь примерно 47 процентов территории СССР занято вечной мерзлотой. Помимо этого 75 процентов периодически испытывали 40-градусные морозы.
Борисов решил воспользоваться силой природы, по-своему скорректировав естественный цикл круговорота АМЦ. Известно, что у Северного Ледовитого океана два основных источника тепла: поверхностные течения Атлантики, мощностью 298 тысяч кубокилометров/год; второй - тихоокеанское направление, проходящее через Берингов пролив, с относительно небольшим показателем 36 тысяч кубокилометров/год.
Но помимо притока теплых вод есть и отток холодных, которые, двигаясь навстречу, как бы разворачивают теплые течения, не позволяя им добраться до Арктики.
Тихоокеанское течение проходит через “бутылочное горлышко”, сформированное из двух материков, - Берингов пролив. В нем властвует Анадырское холодное течение, которое как бы “подпирает” теплые воды и не позволяет им проникнуть южнее. Из-за этого теплые тихоокеанские течения у берегов северной части России замедляются - воде нужно пять лет, чтобы добраться до побережья Чукотки, а за это время она полностью остывает.
По мнению автора проекта, чтобы изменить сформированный круговорот, достаточно будет сократить сброс холодных вод навстречу теплым. Собственно говоря, для этого инженер и предложил перегородить Берингов пролив плотиной, а внутри нее установить сверхмощные насосы.

Все гениальное -
просто
Проект был по-настоящему грандиозным. Дамба должна была полностью перекрыть 86 километров пролива глубиной до 59 метров. В теории для реализации можно было бы использовать острова Диомида, которые расположены ровно по центру Берингова пролива. То есть конструировать пришлось бы не одну длинную плотину, что существенно усложняло реализацию, а две части по 35-40 километров и небольшой участок между островами.
Но даже по отдельности возведение таких конструкций в 60-х годах было чем-то невероятным. Для сравнения, самая длинная сегодня плотина - Тарбела (Tarbela Dam) - находится на реке Инд в Пакистане и составляет 27,4 километра.
Проект предусматривал откачку холодного течения из Ледовитого океана, для этого требовалось около 25 миллионов кВт мощности, для чего предлагалось построить две атомные электростанции: одну на территории СССР, вторую - в США. Также для ускорения таяния ледников Борисов предусмотрел дополнительные меры. Например, колоть лед предлагали не только ледоколами, но и направленными взрывами. Помимо этого ученые хотели проводить предварительное “чернение” льда, что ускорило бы процесс таяния. Достаточно сложной задачей при разработке уникального плана-заграждения было придумать, как побороть паковые льды - это целые поля дрейфующих кусков льда, протяженность которых измеряется десятками километров. Толщина таких плавающих плит составляет от пяти до десяти метров, но, как правило, не превышает 13 метров. Для решения задачи спроектировали необычную конструкцию - верхняя часть плотины выглядела как пандус, нижняя часть которого уходит в воду под острым углом примерно на 15 метров. Таким образом, паковые льды, проталкивая друг друга, просто “переползали” бы через плотину, не разрушая ее.
Борисов считал, что в короткий срок удастся добиться желаемого эффекта: в Якутии можно будет выращивать фрукты, льды Арктики растают, освободив проход для навигации, а в тундре появятся густые леса.
Здесь стоит учитывать и большой мультипликативный эффект, ведь для обеспечения выполнения проектных работ в установленные сроки необходимо было основать два новых города численностью населения минимум по 50 тысяч человек. Весь проект рассчитали на срок 10 лет, соответственно, за этот период могли бы сформироваться новые семьи и родиться дети.
После того, как все арктические льды растаяли бы, обтекаемый верх плотины предполагалось демонтировать и проложить там железную дорогу и автобан, которые связали бы СССР и США.
Проект века не состоялся, поскольку тогда у ученых оказалось недостаточно данных, чтобы дать уверенный прогноз о возможных последствиях. Как изменился бы маршрут АМЦ, неизвестно, нельзя исключать и такой сценарий, в котором он полностью остановился бы, что может привести к запуску нового ледникового периода. Но что, если прибегнуть к менее радикальным, но не менее амбициозным планам, и с помощью современных технологий попытаться повлиять на теплые потоки? Если ключевой проблемой обозначено таяние льдов, то, скажем, что мешает сократить объем теплых вод, поступающих в Ледовитый океан?



Статья опубликована в №009, от 28.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Повысить градус".

Поделиться
Следуйте за нами