РАБОТАЮЩАЯ БЕДНОСТЬ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-01-28

Алла Иванилова

Казахстану необходима полная перезагрузка в сфере трудовых отношений. Только в этом случае, как считают депутаты, можно решить проблему “работающей бедности” - когда зарплаты человеку хватает на закрытие только самых базовых нужд и не более

О том, что разрыв между бедными и богатыми достиг недопустимого уровня, говорил недавно Президент. По данным международных аналитиков, половина благосостояния страны сосредоточена в руках 162 человек. При этом доходы некоторых казахстанцев не превышают 50 тысяч тенге. Свое виденье того, как решить эту проблему, в депутатском запросе на имя Премьер-Министра РК озвучили мажилисмены, депутаты фракции “Народной партии Казахстана”. По их мнению, в стране должна быть разработана новая национальная политика в сфере труда, в которой интересы трудящихся и работодателей будут равны. Только при реальном и равном партнерстве можно решить острую для страны проблему прогрессирующего неравенства и бедности.

Основная причина неравенства в сфере трудовых отношений, как считают парламентарии, лежит в классическом конфликте труда и капитала. В Казахстане сложился институциональный системный дисбаланс приоритетов в сторону капитала, то есть интересов работодателя, в особенности транснациональных компаний. В меньшей степени это противоречие проявляется на предприятиях малого бизнеса. И если развитые и социально ориентированные страны находят пути преодоления за счет приоритета развития человеческого капитала, то в Казахстане пока нет ясной государственной политики, направленной на выравнивание возможностей двух сторон, и ситуация только усугубляется. В итоге мы пожинаем плоды, а это низкая зарплата работников, высокий пенсионный возраст для работающих людей с инвалидностью, шахтеров и металлургов, работников с опасными и вредными условиями труда, низкий уровень инвестиций в охрану труда и технику безопасности, невысокий уровень производственной медицины, планомерное ослабление роли профсоюзов и другое. Все бремя рисков и ответственности в трудовой деятельности (низкие доходы и снижение качества жизни, потеря здоровья и жизни и так далее) ложится на самих трудящихся. А также на государство, которое выплачивает пособия по инвалидности, финансирует инфраструктуру моногородов, программы занятости... При этом работодатели увеличивают свою маржинальность. Такой вот замкнутый круг.

Все существующие перекосы видны по экономическим показателям. Доля оплаты труда в ВВП Казахстана, по данным за III квартал 2021 года, составила 31 процент. В последние пять лет этот показатель устойчиво держится на одном уровне. В 1990 году он был равен 46,3 процента. В целом доля оплаты труда в ВВП у Казахстана значительно ниже, чем у стран с сырьевой ориентацией (для сравнения: в 2020 году доля оплаты труда в ВВП составила в Российской Федерации - 46,2 процента, Канаде - 52,5 процента, Австралии - 48,5 процента, в Норвегии - 51,1 процента).

Низкий уровень заработных плат казахстанцев ведет к высокой доле затрат на питание в структуре расходов. По показателю “Доля в процентах потребительских расходов, потраченных на продукты питания, включая безалкогольные напитки, которые потреблялись дома”, рассчитанному Службой экономических исследований Министерства сельского хозяйства США, на основе годовых данных о расходах домохозяйств из базы данных Euromonitor International, по расходам на одного члена семьи, наша страна занимает одно из самых низких мест - между Камеруном и Анголой - с показателем 48,7 процента, или 2217 долларов. (Для сравнения: в соседней России этот показатель составил 28,5 процента, или 1300 долларов.) При этом в денежном выражении сумма сопоставима с затратами на питание в Канаде и США, что указывает на высокие цены на продукты питания в Казахстане.

По словам депутатов, эти цифры подтверждают данные национальной статистики - доля расходов домохозяйств на продукты питания и безалкогольные напитки в структуре потребительских расходов в Казахстане в III квартале 2021 года составила 56,6 процента и 54 процента в 2020 году. В Российской Федерации эта доля составила 33,2 процента в 2020 году. Сюда также следует добавить обязательные расходы на коммунальные платежи, связь, одежду, транспорт и прочие. Официальная статистика, как известно, определяет лишь усредненные показатели. Поэтому в реальной жизни доля людей, едва сводящих концы с концами, выше.

Между тем разница между расходами 10 процентов наименее и 10 процентов наиболее обеспеченных казахстанцев в IV квартале 2020 года составила: 4,7 раза - на продовольствие, на непродовольственные товары - восемь раз, на платные услуги - 5,5 раза.

Одна из главных причин неравенства - огромная разница в заработных платах как внутри отраслей, так и межотраслевые диспропорции. Однако, как считают коммунисты, “одни только механические меры не способны дать долгосрочный положительный и устойчивый результат”. “Арифметическое повышение заработных плат обеспечит лишь краткосрочный эффект, особенно в условиях импорта инфляции и растущих цен в мировой и местной экономиках”, - отметил мажилисмен Ерлан Смайлов, озвучивая запрос.

Депутаты считают, что необходим комплекс мер. В первую очередь нужно разработать новую национальную политику в сфере труда. Для этой цели создать государственную комиссию, в состав которой включить представителей государственных органов, профсоюзов, работодателей и политических партий. Также необходимо создать новый политический институт - уполномоченного по трудовым правам, который должен сосредоточиться на защите нарушенных трудовых прав казахстанцев и трудовой справедливости, решая эти вопросы не технически, а принципиально. Модернизировать нужно и трудовое законодательство, а также ратифицировать Конвенцию Международной организации труда № 131 “Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран”. В соответствии с этим документом при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп.

Кроме этого необходимо ежегодно индексировать размеры заработных плат в соответствии с реальным уровнем инфляции. А для оценки качества работы Министерства национальной экономики и Министерства труда и социальной защиты мажилисмены призывают использовать показатели ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни.

Нур-Султан



Статья опубликована в №009, от 28.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "РАБОТАЮЩАЯ БЕДНОСТЬ".

Поделиться