Зерно рационального решения

В рубрике Исследования - 2020-10-15 15:10:13

Ботагоз Искакова

В этом году Казахстан планирует экспортировать пшеницу на уровне не ниже прошлого. Но перевозчики справятся с этой задачей только если не будет задержек на подъездных путях, в пути следования при выгрузке и при своевременном возврате вагонов. В этом году такие задержки уже были при пересечении китайской и узбекской границ.
Свои корректировки в сторону понижения объемов вносит и пандемия: из-за ограничительных мер в марте-апреле, перевозчики отгрузили на один миллион тонн меньше, чем в предыдущем году

 

Период чрезвычайного положения на фоне ослабления тенге повысил спрос на зерновые грузы в странах Средней Азии, так как они хотели создать продовольственную подушку безопасности, заполнить свои резервы и избежать дефицита хлеба.
Но даже в период пиковых традиционных перевозок четвертого квартала, в сентябре-декабре прошлого года, до 1500 вагонов простаивали, в результате чего казахстанские перевозчики недополучили доход и не смогли выполнить свою инвестиционную программу по увеличению парка. Об этом в ходе онлайн-площадки "Магистраль" рассказал вице-президент по коммерческой работе АО "Астык-Транс" Жандос Куанышев.
"Если мы простаиваем в весенне-летний период, мы не выполняем свою инвестиционную программу. В это время рынок на себя перетягивают российские операторы, которые приходят к нам в летний период. В осенне-зимний период, когда урожай достаточно хороший, российский парк уходит к себе, так как там выше уровень жизни и там они намного больше зарабатывают, а мы, не выполнив свою программу по покупке новых вагонов и ремонту старых, не можем своевременно обеспечить грузоотправителей", - отметил Жандос Куанышев.
Он подчеркнул, что на экспортный потенциал республики прямо пропорционально влияет своевременный оборот вагонов. Погрузка вагонов - это основной показатель железной дороги и основная статья прибыли, которая зависит от своевременной погрузки и выгрузки, своевременного прохождения в груженом и порожнем состоянии.
При плане простоя вагонов на погрузочных станциях двое суток в экспортном направлении они простаивают до семи суток, процесс выгрузки также затягивается. Не менее чем вдвое затягивается и сам перевозочный процесс - к примеру, при требуемых пяти днях на транспортировку фактически уходит вдвое больше. Все это приводит к срыву контрактов, издержкам и простоям.
Причем, как отметил в комментарии "НП" заместитель председателя правления Национальной ассоциации экспортеров KAZGRAIN Алибек Атай, если в направлении Узбекистана на станции Сарыагаш заторы связаны с тем, что таможенники не справляются с объемами по приемке зерновых грузов (туда в больших количествах направляются строительные материалы), то в направлении Китая имеются административные барьеры.
По информации исполнительного директора ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" Нуржана Кельбуганова, среднесуточная выгрузка по станции Алашанькоу на китайской стороне составляет всего четыре вагона, а на казахстанской стороне - 40 вагонов в сутки. "И здесь идет большой дисбаланс нашей выгрузки по станции Алашанькоу, хотя китайская сторона вам согласовывает все планы. Таким образом, китайская сторона дает согласие на прием этого груза, но до сих пор выгрузка производится вручную, зерно высыпают на землю. Поэтому среднесуточная выгрузка такая маленькая получилась", - отметил он, обращаясь к участникам диалоговой площадки с просьбой, чтобы зерновики обратились к получателям, а те, в свою очередь, требовали от госорганов Китая принятия необходимых мер.
Как утверждают перевозчики, подобные ситуации возникают ежегодно. Со своей стороны, они контролируют, чтобы парка вагонов было достаточно для перевозки требуемого объема (при их нехватке будут прорабатывать вопрос привлечения вагонного парка России), а устранить административные барьеры, увы, не в их силах.


В целом по итогам девяти месяцев 2020 года было погружено на экспорт 6,1 миллиона тонн зерна. Причем по отношению к аналогичному показателю прошлого года почти на один миллион тонн идет снижение поставок, что происходит из-за ограничительных мер, принятых в карантинный период в марте-апреле.
"Мы планируем в этом году перевезти 10,2 миллиона тонн зерна, из которых около 65 процентов, или 6,8 миллиона тонн, планируется на экспорт", - поделился планами Нуржан Кельбуганов.
Но у Минсельхоза более заниженные планы по экспорту, чем у самих перевозчиков. Ведомство намерено продать за рубеж около 7,5-8 миллиона тонн зерна в 2020/21 маркетинговом году.
Как отметил на прошлой неделе на брифинге Министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, сельхозпроизводители убрали 63 процента от общей площади, засеянной зерновыми культурами. Зерновыми в республике засеяли 15,8 миллиона гектар. Всего Министерство сельского хозяйства прогнозирует собрать 18 миллионов тонн зерна (на 7 сентября убрали 9,8 миллиона гектаров).
Зерно планируют отгрузить в страны Центральной Азии: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, а также Афганистан и Иран. В целом в этом году планируют экспорт зерна в 40 стран мира.
Что касается общих объемов урожая зерновых, то, по оперативным данным, в 2020 году на хранение на лицензированные хлебоприемные предприятия поступило 1,3 миллиона тонн, что составляет лишь 11 процентов от всего объема намолоченного зерна в республике, в том числе пшеницы - 920,7 тысячи тонн, мягкой пшеницы - 897,6 миллиона тонн, твердой пшеницы - 23,1 миллиона тонн.
Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами