В поисках вдохновения

В рубрике Культура - 2022-01-25

Ольга Шишанова

В преддверии 10-го юбилейного театрального сезона сотрудники столичного театра “Астана Опера” делятся тем, с какими достижениями подходят к столь важной дате не только артисты, но и мастера закулисья

Столичный театр “Астана Опера” был изначально задуман как мощный комплекс, сочетающий в себе целый ряд технических и художественных достижений, благодаря которым он по праву входит сегодня в узкий круг знаменитых и престижных оперных и концертных залов мирового уровня, таких как Ла Скала в Милане, Королевский оперный театр в Мадриде, Большой театр в Москве или Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Над его возведением трудились не только отечественные мастера, но и специалисты из Швейцарии, Италии, Албании, Марокко, России. Причем еще на стадии проектирования учли весь мировой опыт строительства подобных сооружений. Особенно в том, что касается театральной сцены и машинерии.

А любую сцену невозможно представить себе без декораций, где даже маленькая деталь играет огромную роль в раскрытии содержания спектакля для взыскательного зрителя.

- У нас большая, командная, организационная работа профессионалов, которая начинается с отдела управления реализации сценографических проектов и постановочных работ. Далее мы получаем готовые проекты, которые реализовываются цехами театра, в том числе нашим, реставрационно-поделочным. Прежде чем запускать в производство элементы декораций для каждого спектакля, мы подробно изучаем проекты и требования режиссеров-постановщиков, а также учитываем и рассчитываем, какие будут использованы материалы. В основном стараемся приобретать их у местных производителей. Для изготовления элементов оформления сцены нам необходимо соблюдать технологию облегченных декораций, поскольку этот процесс минимизирует нагрузку на механику сцены и рабочую силу, - рассказывает заведующий реставрационно-поделочным цехом Адильбек Шайкамалов.

Он вспоминает, что, например, для создания непростых отдельных элементов декораций к спектаклю “Бахчисарайский фонтан” Бориса Асафьева потребовалось несколько месяцев.

- Уникальность этого балета заключается не только в прекрасной хореографии, богато передающей восточный колорит, но и в масштабных декорациях, созданных в 2015 году выдающимся сценографом современности Эцио Фриджерио. Наш цех создал ряд элементов декораций к этому балету - изготовлены ложе хана, столы, кровать Заремы и Марии, пленниц. Все декорации стали уникальными и выполнялись в соответствии с точно подобранными по теме эскизами итальянского сценографа, - подчеркивает Шайкамалов.

Кстати, при создании элементов декораций сотрудники цеха ориентируются не только на качество, но и на удобство их транспортировки во время гастролей. А срок службы такого реквизита варьируется от четырех до 12 лет. Кроме того, в функции реставрационно-поделочного цеха входит восстановление поврежденных декораций и их элементов во время длительных гастролей. Так что для того, чтобы не допустить форс-мажорных, “сломанных”, ситуаций, на гастроли вместе с артистами театра выезжают мастера закулисья.

Что касается самого театра, то в нем есть множество и других мастерских по созданию декораций и целый ряд специализированных цехов, обеспечивающих одновременную работу плотников, кузнецов, скульпторов, художников, штукатуров, обойщиков в отдельно оборудованных помещениях.

Пространство этих мастерских служит для сбора, подготовки и хранения декораций, готовых для подачи их на сцену во время представления. Они сообщаются с центральной частью сцены через большие дверные проемы, что позволяет быстро монтировать и доставлять декорации на сцену или в ее боковые карманы при помощи передвижных механизмов.

Работа, проделанная сотрудниками цеха, огромна. Любопытно, что, за исключением постановок театра, прошедших на открытых площадках, цех создал элементы декораций для 40 спектаклей.

При этом стоит отметить, что вопросы профессионального развития технического персонала столичного театра “Астана Опера” поставлены на должном уровне. Сюда приезжают и делятся совместным опытом работы мэтры не только отечественных, но и зарубежных театров. Например, благодаря всестороннему сотрудничеству коллектив театра реализует проекты с такими известными сценографами, как уже упомянутый Эцио Фриджерио, а также Риккардо Массирони, Йоко Сеяма, Николас Георгиадис, Софья Тасмагамбетова, Павел Драгунов, художник по костюмам и сценографом Манана Гуниа и другие знаменитости в этой сфере.

Важно подчеркнуть, что все сотрудники реставрационно-поделочного цеха очень талантливые люди, все они с высшим профильным образованием. А еще у каждого специалиста помимо работы есть свои увлечения. Так, например, Адильбек Шайкамалов пишет картины, как и Нурсултан Жумыр, а Миржан Мурзагалиев создает удивительные скульптуры.

Так что вдохновленные творчеством мастера вкладывают частичку своей души не только в каждую театральную постановку и трепетно, с волнением, относятся к тому, как примет публика очередную премьеру, но и оставляют в преддверии будущего кусочки своего светлого творчества.

Нур-Султан


Статья опубликована в №007, от 25.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "В поисках вдохновения".

Поделиться