Преобразование - мать образования

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-01-25

Алла Иванилова

Уже два года в Казахстане действует Закон “О статусе педагога”, который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышение престижа преподавательской деятельности. Однако спустя время стало понятно, что новые подходы не совсем эффективны

Закон “О статусе педагога” разработали по поручению руководства страны, и его ждала вся педагогическая общественность. Изучили аналогичные нормативные акты таких стран как Китай, Финляндия, а также ближайших соседей - Киргизии, Узбекистана. За основу взят модельный закон СНГ. Учителя страны проявили небывалую активность в обсуждениях. В целом поступило 18 тысяч предложений. Такой массовости при разработке законопроекта еще не было. А все потому, что учителя расценили это как реальную возможность изменить свое положение “бюджетных крепостных”. Однако в ходе его рассмотрения многие предлагаемые нормы так и не вошли в окончательный вариант, а сам закон оперативно был принят Парламентом и заработал с 1 января 2020 года.

И вот спустя два года выявились недочеты. В первую очередь новые нормы должны были решить проблему дефицита педагогических кадров, а это около 26 тысяч педагогов. Кроме того, больше 15 тысяч учителей - это работники предпенсионного и пенсионного возраста. Также необходимо было повысить престиж профессии педагога. Способствовать этому должны были ежегодное повышение заработной платы и другие государственные меры поддержки. Не секрет, что зачастую учителями становятся не по призванию, как раньше, а лишь для получения высшего образования. Таким образом, важнейшее дело - обучение детей - доверяют не самым выдающимся абитуриентам. А ведь от учителя, как бы это “громко” ни звучало, зависит будущее нации. По сравнению со странами ОЭСР казахстанские школьники значительно отстают.

С 1 января 2020 года зарплата педагогов стала выше на 25 процентов. Заработная плата учителей повышается поэтапно каждый год в течение четырех лет, и к 2023 году она вырастет в два раза. Помимо этого предусмотрен ряд новых доплат. К примеру, за степень магистра. Ее нет ни в одной отрасли, и ее внедрили, чтобы привлечь магистров в сферу образования и непосредственно в школы. Это мировая практика. К примеру, в странах ОЭСР доля магистров, работающих в школе, составляет 30-40 процентов, а в Казахстане - всего около 10 процентов. Предусмотрены различные меры поощрения тем учителям, чьи воспитанники получили призовые места на международных олимпиадах. Также впервые введена новая доплата за наставничество. Она направлена на привлечение и закрепление молодых специалистов в школах. Педагоги с высоким стажем, большим опытом работы в течение одного года сопровождают молодого специалиста.

Учитывая пожелания педагогического сообщества и депутатов, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство увеличены в два раза. До 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон “О статусе педагога” ввел единое понятие “педагог”. Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, а это около 28 наименований, получили статус педагога. Это дает увеличение отпуска с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого можно получать надбавку за свое мастерство от 30 до 50 процентов. До 1 января 2020 года такую надбавку получало около 300 педагогов, сейчас этот контингент значительно расширился. Все те, кто сейчас работает в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Нацквалтест и получать доплату. Руководящий состав ввиду того, что занимается административными функциями, ограничен в учебных часах, и, соответственно, уровень зарплаты у него был низкий. При разработке закона пересмотрели функционал руководящего состава. Доплата, которая выплачивается административному персоналу по итогам Нацквалтеста, увеличена до 100 процентов.

Казалось, все предусмотренные меры должны были улучшить ситуацию. Однако, по многочисленным обращениям педагогов, не очень благоприятно на кадровом ресурсе сказывается новая система аттестации, а также некоторые подходы к порядку приема и увольнения работников. Об этом недавно в своем депутатском запросе на имя Министра образования и науки говорила депутат Мажилиса Екатерина Смышляева. В частности, она констатировала, что частыми поводами для обращений являются качество и частота изменения подзаконных нормативно-правовых актов в сфере аттестации педагогов. До сих пор до конца не отработан порядок самой услуги. Так, при прохождении национального квалификационного тестирования, при регистрации на тест, не определены сроки выдачи талона. Отсутствуют разработанные тесты по специальным дисциплинам. Не отработан порядок хранения видеозаписей аттестационной комиссии и доступа к ним при возникновении споров. В связи с организационными проблемами педагоги вынуждены “пропускать” очередную аттестацию, а это в итоге приводит к значительным материальным потерям, судебным искам и трудовым спорам.

Есть нарекания и к составу аттестационного портфолио. В частности, необходимо приложить сертификаты о повышении квалификации. Учитывая спрос на услугу, вырос рынок частных центров повышения квалификации, действующих без контроля, разрешений и уведомлений. Формально они выдают сертификаты, но соответствуют ли они реальным знаниям?

Еще одно требование - успехи учащихся на олимпиадах и конкурсах. В списке “зачетных” соревнований, дипломы которых принимаются при аттестации педагогов, около 30 позиций. Большая часть предполагает оплату за участие. Причем делать это должны родители, у которых порой нет возможности или желания платить за участие в таких конкурсах.

По словам парламентария, в последнее время школы буквально обложили приказами, касающимися порядка приема, ротации и увольнения педагогов. Возможно, предлагаемая конструкция конкурсного отбора действительно снизит коррупционные риски при приеме на работу при большом числе соискателей. Однако возникает вопрос - как она будет реализована при сохраняющемся дефиците кадров?

Опасения вызывает и необходимость ротации директоров школ. Школа - это не краткосрочный проект, а системный институт, требующий долгосрочных управленческих инвестиций. Тем более что среди менеджеров образования также нет избытка квалифицированных специалистов.

Учитывая все “недочеты”, депутаты предлагают провести реинжиниринг услуги по аттестации педагогических работников и устранить все имеющиеся процедурные неточности. Также, по их мнению, следует пересмотреть подходы к порядку отбора, приема и увольнения педагогических кадров с учетом ситуации с дефицитом как в целом, так и в разрезе регионов. Кроме того, нужно ввести учет и рассмотреть возможность введения разрешительного механизма для работы учебных центров повышения квалификации педагогов.

Нур-Султан



Статья опубликована в №007, от 25.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Преобразование - мать образования".

Поделиться