Привычка к хорошему

В рубрике Исследования - 2022-01-25

Даулет Алтаев

Антимонопольное ведомство серьезно взялось за проверку бизнеса, который, по мнению специалистов ведомства, необоснованно поднимал цены в период ЧП. Хорошо, сообщают, отработала обратная связь - оказывается, только с 8 по 14 января на горячую линию Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗКРК) поступило 1800 обращений граждан по факту повышения цен на продукты и услуги, в том числе и такси.
Жаловались, по словам представителей АЗКРК, в основном три локации. Это Алматы, Нур-Султан и Шымкент. Есть даже деталировка по ситуации - 50 процентов заявлений поступило из Алматы, 20 - из столицы и 30 процентов - из Шымкента

На что жаловались в АЗКРК? В первую очередь на необоснованное повышение цен на продукты питания в магазинах у дома, а также на рынках, на некоторых заправочных станциях. На все, что касалось частной деятельности в первую очередь небольших коммерческих структур. Как правило, крупные сети, торгующие продовольствием, в таком не замечены. Как и крупные сети, которые реализуют топливо. Напомним, что цены на большинство товаров у нас в государстве определяет рынок. Однако есть и категория социально значимых, например, продовольственных товаров. На них существует пороговая цена, которая закреплена документально. Но кризисная ситуация января, отсутствие поставок, ажиотаж, а следовательно, дефицит сразу же “предложили” некоторым коммерсантам воспользоваться ситуацией. Кто-то попытался.

Отдельно, сообщают представители упомянутого ведомства, разгневанные горожане сообщали о повышении цен на услуги агрегаторов такси. Итог - начато расследование в отношении более чем сотни участников рынка. И конкретно - в отношении сервиса “Яндекс. Такси”. “Проводится расследование в отношении организатора торговой площадки товарной биржи ЭТС по факту неисполнения уведомлений. Генеральной прокуратурой с привлечением сотрудников агентства, начаты проверки в отношении 102 субъектов рынка, в том числе в отношении организаторов торгов. Дополнительно в рамках жалоб, полученных по горячей линии, агентство назначило расследование в отношении агрегатора такси “Яндекс” по признакам координации экономической деятельности”, - сказал Серик Жумангарин, глава Агентства по защите и развитию конкуренции на заседании Правительства. Кстати, здесь господин Жумангарин обозначил довольно расплывчато причину начала расследования: так просто понять невозможно, что именно в этом случае означает формулировка “признаки координации экономической деятельности”. А вот телеканал “Хабар 24” в своем сюжете на эту тему говорит предельно ясно и понятно, мол: “В период ЧП выяснилось, что 45 партнеров агрегатора в столице, Алматы и Шымкенте установили одинаковые тарифы. В связи с чем назначены проверки на наличие ценового сговора и нарушения антимонопольного законодательства”.

К слову, несколько месяцев назад в обществе в частном порядке уже поднимали вопросы относительно формирования цены за поездку на такси. Мол, на ее стоимость очень сильно влияют погодные условия, дорожная обстановка. Некоторые общественные организации неоднократно выступали с предложением законодательно обозначить максимальный порог комиссии агрегатора. А минимальный порог оставить открытым для того, чтобы дать возможность конкурировать между собой. Это дает основание полагать, что сами водители не играют решающей роли в ценообразовании - программа по большей части решает сама. И не исключено, что в часы пик, в часы повышенной популярности услуг, в часы ограниченного предложения экипажей растут процент комиссии за поездку и доля самого водителя. Называется эта система у того же “Яндекса” “Горячие часы” - коэффициент, на который умножается базовая стоимость поездки. И сделано это, по официальной информации того же “Яндекс”, для того, чтобы создать конкуренцию за автомобиль. Они утверждают, что это вынужденная и временная мера, которая позволяет воспользоваться такси в период повышенного спроса тем пассажирам, которые не могут отложить поездку. Ну что же - абсолютно рыночные отношения.

Стоит сказать, что такси не является социально значимой услугой, следовательно, не является жизненно важной, безальтернативной - дело добровольное. И подобное расследование, а также жалобы больше связывают с переделом рынка, а также с приходом нового агрегатора, который пытается расшатать уверенного лидера, чтобы отъесть долю рынка. Похожая ситуация была на рынке сотовой связи - приход нового оператора всегда сопровождался расталкиванием локтями. И создание определенного информационного фона вокруг конкретного агрегатора является лишь дополнительным подтверждением отвоевывания доли рынка. Но это версии, которые выдвигают независимые эксперты.

Нас же больше всего заинтересовало другое - то, что в эту историю плавно вписывается АЗКРК. Участие этой государственной структуры говорит о том, что государство фактически признает такси важным участником рынка пассажирских перевозок и надеется на его “мощность”. То есть, можем сказать, признает недостаточную эффективность классического городского транспорта в трех наиболее крупных городах Казахстана. И это несмотря на колоссальные инвестиции в автобусные парки, инфраструктуру, создание выделенных линий для городского транспорта. Только в Алматы периодически закупают сотни автобусов. Можно ли сказать, что большинство программ развития этой отрасли оказались почти провальными, раз нестабильность на рынке персонального, коммерческого извоза, работа внутренних алгоритмов, являются причиной недовольства масс и активизацией столь серьезного государственного ведомства, которое обратило внимание на обстоятельство, автоматически придав ситуации окрас общественной проблемы?



Статья опубликована в №007, от 25.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Привычка к хорошему".

Поделиться
Следуйте за нами