Джигитовка на электросамокатах

В рубрике Исследования - 2020-10-15

Алексей Мальченко

За время локдауна, вызванного распространением COVID-19, резко возрос спрос на услуги экспресс-доставки - когда вам на дом или в офис могут привезти не только продуктовую корзину или пиццу, но и пару батареек для часов. Число компаний, предоставляющих такие услуги, резко возросло, а вместе с ним в городе появились сотни, а возможно, и тысячи курьеров на мопедах.
Но дело в том, что они, как и вообще все самокатчики, велосипедисты, а особенно мотоскутеристы сейчас де-факто находятся вне закона: они рассекают по улицам города, не только пренебрегая всеми возможными правилами дорожного движения, но и подвергая риску жизни пешеходов

Нет, де-юре все "электро" приравнены к мопедам и должны передвигаться согласно действующим ПДД. То есть по правому краю проезжей части или велодорожкам. Однако главным вопросом остается не то, где они должны передвигаться (это после десятков публикаций в СМИ уже знают даже пешеходы), а то, почему за ними нет соответствующего контроля.
На вторичном рынке такая "телега" стоит 100-150 тысяч тенге, при этом курьерские компании обещают месячный доход от 150 до 300 тысяч тенге + бонусы. Опыт работы не требуется, график - на усмотрение... Сказка, а не работа. С одной стороны, всего за месяц можно отбить стоимость купленного мопеда, при этом в кошельке может остаться неплохая сумма денег. Но, с другой - нужно понимать: для того, чтобы накатать зарплату в 300 тысяч тенге, надо не только работать в режиме нон-стоп, но и передвигаться из точки "А" в точку "В" как можно быстрее. А какое самое короткое расстояние между двумя точками? Правильно, прямая. Вот и мчатся скутеристы к своей заветной цели по прямой линии, по встречке, на красный сигнал светофора, а не по правилам дорожного движения.
Привело к такой манере езды не только желание быстро заработать, но и ощущение безнаказанности. Ведь эти участники дорожного движения прекрасно знают, что их транспортное средство не числится в базах ДП, так что превышение скорости, заезд за "стоп-линию", пересечение двойной сплошной и даже движение по встречной полосе, даже если и будут зафиксированы автоматикой, то адресовать их будет просто некому. Ведь ни номеров, ни опознавательных знаков на таких транспортных средствах нет. Что до полиции, то она, как говорится, "в домике". Ну что взять с доставщика пиццы или самокатчика, нарушившего ПДД?! Другое дело, если словить водителя, когда он разговаривает по мобильнику, или "злостного" нарушителя, припарковавшегося во втором ряду, который высаживает школьника - тут и штрафы посолиднее и все вытекающие соответственно.
На фоне электросамокатчиков и мопедистов как-то ушли в тень велосипедисты, а ведь тема эта не менее интересная. Власти Алматы с завидным упорством продвигают "велосипедизацию" города, только вот все их начинания так или иначе обрастают какими-то ляпами, которые вызывают у горожан разные чувства: от смеха и недоумения до озлобленности и истерии.
Тема выбора улиц для велодорожек уже не раз приводила и к спорам, и к ряду петиций в адрес акимата, и к ущемлению МСБ. Самый яркий тому пример - нанесение велодорожек по обеим сторонам улиц Байтурсынова и Кунаева. Предприниматели сразу начали жаловаться на резкий спад числа покупателей, но акимат был непреклонен. В итоге спустя короткий промежуток времени, многие компании вынуждены были закрыться, арендаторы съехали в другие места, и, как следствие, бюджет города недосчитался солидной суммы налогов. По разным данным отчисления упали на суммы от 1,7 до 17,4 миллиона тенге. Только тогда подход решили пересмотреть и все-таки переместили велодорожки на одну сторону улицы. Но ведь и это следствие было весьма предсказуемо, и здесь сделали так, как лучше будет всем сторонам. Только вот какой ценой?!
Возвращаясь к теме новшеств, впереди алматинцев ждет очередное ноу-хау - на некоторых улицах города велосипедистам отдадут буквально половину (!) проезжей части. В частности, на Муратбаева, где сегодня организовано одностороннее движение автомобилей в южном направлении, под велодорожку выделят одну из двух имеющихся в наличии дорожных полос. Соответствующую разметку, знаки и ограждающие столбики нанесут на отрезке от Гоголя до Шевченко. Стоит отметить, что в часы пик улица Муратбаева изрядно загружена и появление на ней велодорожки радости автомобилистам явно не прибавит. Также ориентировочно к ноябрю этого года аналогичные велополосы должны будут появиться на улицах Карасай батыра, Манаса, Богенбай батыра и Масанчи.
Неужели в акимате города считают, что в Алматы движение велосипедистов стало настолько интенсивным, что пришло время выделять целые полосы?! Ведь мы ж не Амстердам, где число велосипедов превышает численность велосипедистов. Но и там велополосу шириной в автомобильную вы не найдете... Возможно, и этот эксперимент через определенный промежуток времени претерпит трансформацию, ведь уже сейчас очевидно, что такая ширина неоправданно избыточна, что неизбежно приведет к негативным последствиям.
Сейчас остается надеяться на то, что с развитием всей этой инфраструктуры будет развиваться и законодательная составляющая. Во всяком случае задатки уже появились.
"В настоящее время хотим информировать: депутатами инициирован законопроект о внесении изменений и дополнений в сфере дорожного движения. Где, в частности, предусмотрено внесение поправок, изменений и дополнений по эксплуатации самокатов, электросамокатов и скутеров", - заявил на брифинге в СЦК заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Серик Тусупов. По его словам, в ПДД будут регламентированы как права, так и обязанности лиц, управляющих скутерами и электросамокатами.
Хотелось бы, чтобы в этом фарватере развивалась не только инфраструктура, но и велокультура в широком ее понимании. Необходимо создавать платформы, посредством которых могли бы просвещаться не только велосипедисты, самокатчики и скутеристы, но и пешеходы. Ведь именно неосведомленность и даже безграмотность в итоге приводят к происшествиям, влекущим за собой как травмы, так и увечья. Развивать велосреду нужно, но при этом важно не забывать и смотреть на шаг вперед, а не ограничивать свое видение исключительно техспецификацией госзаказа на строительные работы в конкретной локации без оглядки на то, какие последствия повлечет очередное нововведение.

Поделиться