Чихать на знания

В рубрике Новость дня - 2022-01-21

Алла Иванилова

Школы должны закрываться в последнюю очередь и открываться первыми. Так считают во Всемирной организации здравоохранения. Однако в Казахстане все наоборот - под ограничительные меры всегда первыми попадают школьники

Как только стало известно, что в Казахстан добрался новый штамм коронавируса “омикрон”, приняли решение по ужесточению санитарно-карантинных мер. В первую очередь в регионах, которые находятся в красной зоне. Первоначально межведомственной комиссией было принято решение перевести школьников на онлайн-формат обучения до 31 января, а студентов сузов и вузов всех курсов - до 6 февраля. Но в понедельник, 17 января, когда у учащихся школ закончились каникулы, Министерство образования и науки объявило, что школьники Нур-Султана, Алматы и Шымкента будут учиться в третьей четверти, которая продлится до 18 марта, дистанционно. В других городах обучение также будет дистанционным в тех школах, где более 600 учащихся. Учитывая возрастные особенности, ученики 1-2-х классов будут обучаться в штатном режиме. При этом учащиеся 3-5-х классов - в дежурных группах. Для всех сельских школ обучение пройдет в штатном режиме. В целом по Казахстану 60 процентов школ будут работать в штатном режиме и 40 процентов - в дистанционном формате. Весенний семестр для студентов начнется с 24 января. Обучение пройдет в традиционном и смешанном форматах. Каждый вуз будет самостоятельно принимать решение, как организовать учебный процесс: полностью в традиционном формате либо смешанном.

WELAR

Родители, ученики и учителя только стали привыкать к традиционному формату обучения - и тут опять “загнали по домам”. Некоторые считают, что здоровье детей важнее, и с радостью восприняли подобные меры. Но большинство против дистанционного обучения. Почти за два года своего существования во время пандемии оно показало свою неэффективность. Об этом говорил даже и Президент. “Итоги дистанционного обучения в период пандемии свидетельствуют о недостаточной эффективности национальных телекоммуникационных сетей. Это привело к появлению большого количества учащихся, не владеющих базовыми элементарными знаниями. Возникла еще одна проблема, можно сказать, беда - дети бросают учебу, потому что не видят в ней необходимости”, - отмечал Токаев.

Ранее Международная организация ЮНИСЕФ рекомендовала открыть все казахстанские школы в новом учебном году с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. “Последствия пандемии COVID-19 могут обратить вспять достижения Казахстана”, - отмечал представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Артур ван Дизен.

И, наконец, в Министерстве образования и науки признали, что в знаниях школьников из-за “дистанционки” есть пробелы. Особенно по основным предметам, таким как математика, языки.

Но, несмотря на это, опять вернулись к дистанционному образованию. Такие действия раскритиковали депутаты Мажилиса в своем недавнем запросе на имя Премьер-Министра РК. Они напомнили, что 11 января 2022 года ВОЗ заявила, что школы должны закрываться в последнюю очередь и открываться первыми. Также в ООН заявили, что, несмотря на рост числа случаев заражения штаммом коронавируса “омикрон”, “по возможности следует избегать закрытия школ”, поскольку это повлечет катастрофические последствия для детей. “Эти закрытия уничтожили десятилетия прогресса в образовании и сделали детство неузнаваемым. Мир охватила теневая пандемия детского труда, детских браков и проблем психического здоровья”, - сказала директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Генриетта Фор.

“Министерство образования и науки при поддержке всего Правительства поступило ровно наоборот, поддержав субъективное мнение Минздрава в решении тотально закрыть все школы трех самых крупных городов страны - Алматы, Нур-Султана, Шымкента. Никаких дежурных классов и групп!” - отметили парламентарии. Между тем они недоумевают, почему во всех других регионах разрешено работать школам, детским садам, учреждениям дополнительного образования до 10 детей в группе, кафе, ресторанам, кинозалам, перегруженному общественному транспорту. “Ходят битком забитые поезда, летают самолеты. Только школы признаны самой большой опасностью и распространителями инфекции”, - отметила, озвучивая запрос, депутат Мажилиса Ирина Смирнова. При этом она напомнила, что ранее был отработан и успешно опробован алгоритм работы школ в эпидемию. По ее мнению, следует расширять применение экспресс-тестов и сделать их бесплатными для казахстанцев. В первую очередь для учеников и работников учебных заведений.

Также парламентарии поинтересовались - продумало ли Правительство систему определения учеников 1-6-х классов в организованные группы для обеспечения ухода и организации обучения. Ведь согласно законодательству родители не могут оставлять их одних дома. “Родители - полицейские, врачи, военные, пожарные, водители, продавцы - должны в любом случае выходить на работу”, - напомнили депутаты.

Отметив, что обеспечение бесперебойной работы школ очень важно для психического здоровья, социальной жизни и образования детей, депутаты попросили у Минздрава и Минобразования не голословных разъяснений тотального запрета на обучение в школах в трех городах, а на основании объективных показателей.

Всемирный банк ранее опубликовал экономический доклад по Казахстану “Преодолевая кризис”. Специалисты провели исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По их данным, если до пандемии школьники этого региона отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода.

P.S. По итогам обсуждения МВК рекомендовано все-таки разрешить штатный формат обучения. Но о полной отмене удаленки речь пока не идет. В частности, дошкольные организации (детские сады) будут принимать детей по заявлениям родителей (в красной, желтой, зеленой зонах). В общеобразовательных школах до 600 учащихся будет полноценное офлайн-обучение. В школах, где более 600 учащихся - традиционный формат обучения с загруженностью не более 50 процентов от проектной мощности. В этом случае МОН рекомендует обучать в традиционном формате учеников 1-4-х классов, учитывая, что им сложнее дается дистанционная учеба. Что касается учеников 5-11-х классов, администрациям школ рекомендуется учитывать желание родителей обучать детей в штатном формате, организовать работу смен и подсмен, перевести обучение по некоторым предметам на дистанционный формат.
Обучение во внешкольных организациях возможно в офлайн-формате при условии, что занятия проходят индивидуально или в группах до 15 человек. В коррекционных кабинетах (центрах) для детей с особыми образовательными потребностями индивидуальные и групповые занятия до восьми человек также могут проходить в штатном режиме.
В колледжах и вузах страны обучение пройдет в комбинированном формате: практические, лабораторные, семинарские занятия, производственная практика - в штатном режиме, лекции - в онлайн-формате.

Нур-Султан

Статья опубликована в №006, от 21.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Чихать на знания".

Поделиться