Мадина Меирманова
Кабмин приступил к реализации плана по стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Но, по сути, это план коренного реформирования экономики, основой которой стали поручения Президента новому Правительству
План оперативных действий по стабилизации социально-экономической ситуации в Казахстане состоит из 51 мероприятия. Начнем с продовольствия.
Здесь ситуация уже третий год “волнующая”: мировые цены, а вслед за этим и цены на внутреннем рынке, на продовольственные товары растут. Частенько, конечно, необоснованно: просто некоторые и производители, и продавцы пользуются моментом и пытаются заработать на ситуации. Например, когда цена доставки картофеля с оптового рынка в магазин у дома превышала его закупочную стоимость. Или когда под шумок производители какого-нибудь товара договариваются и одномоментно повышают отпускную цену.
Но есть и вполне объективные факторы. Засуха вызвала неурожай и подхлестнула рост цен на многие товары: от зерна до яиц (потому что куриный корм - это зерно).
Потому-то власти приняли целый спектр мер, который должен сдержать рост цен на социально значимые продтовары (напомним, в перечне СЗПТ всего 19 позиций).
Самая главная роль здесь отдана Министерству сельского хозяйства.
В последние годы МСХ и его подведомственные организации сотрясались от коррупционных, и не только, скандалов. Было очень много вопросов к выдаче субсидий и удешевленных кредитов, закупочным ценам Продкорпорации и к работе стабфондов в регионах (впрочем, последние вопросы адресовались также в адрес акиматов).
На этот раз для стабилизации цен на внутреннем рынке Минсельхоз принял радикальное, но, стоит признать, действенное решение: ввел количественные ограничения на экспорт семян подсолнечника и масла подсолнечного сроком до 1 июля 2022 года, запретил экспорт картофеля и моркови на три месяца и вывоз живого КРС и МРС на шесть месяцев. Вводят также запрет на вывоз зернофуража.
Кстати, по картофелю и моркови. В декабре Министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев заявлял, что при отсутствии ограничений на вывоз цена картофеля на внутреннем рынке могла бы вырасти до 800 тенге уже к весне: наш картофель вывезли бы на дефицитный российский рынок. Введенный запрет на экспорт ввели в начале января, и он закончится в начале апреля. То есть к моменту, когда поспеет самый ранний картофель у наших южных соседей. И, если не случится природных катаклизмов, как в прошлом году, новый картофель закроет потенциальный дефицит на внутреннем рынке, который может образоваться с началом экспорта. Экспортный же потенциал - около 80 тысяч тонн картофеля - производители вполне могут реализовать и весной, когда картофель прошлого урожая в особой цене.
Минсельхоз также сообщил, что “прорабатывается возможность организации поставок импортной плодоовощной продукции в период межсезонья”. По сути, в этом году мы должны увидеть результаты переговоров, которые активно вел всю вторую половину прошлого года Министр торговли Бахыт Султанов в Иране, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане.
А вот по хлебу ситуация иная. Несмотря на достаточный для обеспечения внутреннего спроса урожай, власти опасаются, что волна высоких по миру цены и спроса либо оголит внутренний рынок РК, либо цены взлетят на уровень рыночных. А потому с начала этого года введено субсидирование стоимости зерна, реализуемого АО “НК “Продкорпорация” (по цене ниже рыночной) на внутренний рынок для производства социального хлеба.
Для снижения цен на будущий урожай, а также поддержки фермеров, которые несут потери от прошлогодней засухи и роста цен на ГСМ и удобрения, объемы льготного кредитования производителей планируют увеличить до 140 миллиардов тенге.
Пока это, однако, только планы на будущее. Сейчас же власти обещают, что продовольствия в стране достаточно до нового урожая (по крайней мере, основных продуктов). “Практически обеспечен пятимесячный запас основных видов продовольствия, что гарантирует нам недопущение дефицита на рынке”, - заявил вице-премьер - Министр торговли Бахыт Султанов.
Спустя 30 лет власти наконец-то приходят к тому, что в стране будут определены главные показатели обеспеченности продовольствием: балансы производства-потребления.
Но, отходя от производства, нельзя забывать, что основные ценовые накрутки все-таки образуются не на поле, а в процессе доставки товара с поля до прилавка.
Власти пообещали, что усилят госконтроль за торговыми надбавками и вознаграждениями.
Следить за ценами будут не только акиматы, но и общественность. И нарушителей ждут не только штрафы. Если торговцы заиграются, то правительство может ввести полное регулирование цены на продовольственные товары на полгода - статья 119 Предпринимательского кодекса это позволяет.
Кстати, сейчас по правилам торговая надбавка продавца не должна превышать 10 процентов. Вот, правда, отследить достоверность цифр очень сложно: основная масса сделок проходит из рук в руки - без чеков, а значит, и контроля.
Статья опубликована в №005, от 20.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "НЕСЪЕДОБНЫЕ ЦЕНЫ".