Поезд ушел

В рубрике Исследования - 2022-01-14

Алла Иванилова

На днях глава BI Group Айдын Рахимбаев предложил снести в столице памятник безалаберности - заброшенные опоры легкорельсового трамвая. Как сказал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, это (как, собственно, и сам дорогостоящий проект строительства) раздражает общественность. Наконец-то Акорда признала проект ошибочным и “с сильным запахом коррупции”. Что теперь будет с самым дорогим проектом в истории Казахстана?

Идея строительства легкорельсового трамвая возникла еще в 2000-е годы. Тогда, чтобы разгрузить автобусы и заменить почивший в бозе “чистый” электрический транспорт - троллейбус, в столице решили запустить трамвай. Обычный, наземный. Он должен был соединить новый административный центр с железнодорожным вокзалом (на тот момент в городе был только старый вокзал) и охватить значительную часть правобережной части города. Стоимость проекта тогда варьировалась от 250 до 500 миллионов долларов, а общая протяженность составляла 18-21 километр.

Но поменялись аким, проект и стоимость. В то время, когда город возглавлял Имангали Тасмагамбетов, идея трансформировалась в LRT. Было создано товарищество с ограниченной ответственностью “Astana LRT” со 100-процентным участием акимата, которое и выступало заказчиком строительства.

Кризисы, падение цен на сырье и нараставшие социальные неурядицы привели к дефициту денег. Поэтому протяженность LRT сократили, а финансы решили занять у Китая. Причем за кредитом обратились напрямую к главе КНР Си Цзиньпину. В итоге к строительству приступили только в 2017 году, после того как казахстанская сторона выплатила аванс китайским компаниям (80 процентов финансирует китайская сторона, 20 процентов - казахстанская). Тогда и появились опоры, которые сейчас в стране называют “памятником коррупции”.

А затем начались скандалы.
В октябре 2020 года антикоррупционная служба сообщила о завершении и направлении в суд уголовного дела в отношении должностных лиц столичного акимата, ТОО “Астана LRT” и других по факту хищения 5,8 миллиарда тенге при реализации проекта легкорельсового транспорта. По данным агентства, преступную схему организовали бывший замакима Нур-Султана Канат Султанбеков и руководитель Астана LRT Талгат Ардан при пособничестве иностранных и казахстанских компаний. Сейчас они находятся в международном розыске. Судебный процесс по этому делу продолжался шесть месяцев.

Между тем в июне 2021 года стало известно, что строительство легкорельсового транспорта в столице все-таки продолжится. Причем требуемые для этого 1,5 миллиарда долларов опять решено было занять (из них 344 - для погашения китайского займа). На этот раз внутри страны.

После недавних слов Токаева, что “проект изначально был ошибочным” и “с сильным запахом коррупции”, и поручения при помощи отечественных и импортных архитекторов определить “возможные варианты использования этого проекта”, появились предложения не заморачиваться и снести.

С такой идеей выступил глава BI Group Айдын Рахимбаев, сказавший о готовности приступить к демонтажу LRT за счет компании.

Такое желание он объяснил “патриотическими побуждениями”. “Никакой экономики в этом нет”, - объяснил Айдын Рахимбаев в своем посте в соцсетях. Впрочем, он ранее уже предлагал отказаться от необоснованной идеи “достраивать сверхубыточный проект и зафиксировать текущие расходы как потери”, чем накручивать долг. “Демонтаж 250-тонных опор из высокопрочного бетона тоже недешевое дело, но прекращение такого затратного проекта еще важнее для нас как для жителей этого города. Не хочется, чтобы наши налоги уходили в никуда. Лучше уж ужасный конец, чем бесконечный ужас”, - отметил Рахимбаев и предложил архитекторам, урбанистам, включая международных партнеров, продумать варианты по использованию “памятника коррупции” и, пообещав приз за лучшее предложение.

Свои аргументы и расчеты глава строительной компании представил. В частности, достройка LRT обойдется примерно в 1,5 миллиарда долларов, плюс 300 миллионов долларов уже потрачено. Содержание - около 50 миллионов долларов ежегодно, а поступления от продажи билетов не покроют и части этих затрат - это еще один миллиард долларов в ближайшие 20 лет. Около 3,5 процента годовых по кредитному займу - это еще 600 миллионов долларов. Цифры примерные, и возможны корректировки, уточнил Айдын Рахимбаев. Таким образом, по его подсчетам, достройка и содержание LRT обойдутся городской казне в 3,4 миллиарда долларов. А из-за удорожания материалов, металла и стоимости денег в 2021 году, скорее всего, сумма увеличится до четырех миллиардов долларов. “При этом можно ведь для транзитников между вокзалом и аэропортом просто купить, например, за 34 миллиона пять вип-автобусов - и обновлять их за эти деньги каждые четыре года, курсирующие по этому маршруту каждые 15 минут. Но за один процент от стоимости LRT!!! 34 миллиона долларов и 3,4 миллиарда долларов. Чувствуете разницу?” - написал глава BI Group.

Впрочем, он готов демонтировать не все опоры (всего их насчитывается более 200), а часть колонн предлагает использовать “для городского ландшафта”: аллея, летом - велодорожки, зимой - лыжная трасса, кафе и беседки. “Также можно впоследствии их применить в постройке мостов через Ишим, которых не хватает”, - предложил вариант Рахимбаев.

Ассоциация урбанистов Казахстана предложила несколько вариантов. Главный из которых - достроить. Второе предложение - снести и построить наземный трамвай, линии BRT на правом берегу и усилить соединение с левобережьем. И третий вариант комбинированный - часть снести, часть использовать для нужд граждан. По улице Сыганак демонтировать столбы, привести в порядок профиль улицы, обустроить выделенные полосы для общественного транспорта. По проспекту Кабанбай батыра увеличить пешеходную зону, эстакадные столбы оставить как арт-объекты. Пригласить художников и создать из череды столбов интересные объекты искусства. В качестве примеров - Хай-Лайн в Нью-Йорке или Зеленый коридор в Барселоне. По линиям возле вокзала и аэропорта также можно создать зеленные зоны и парки. LRT-мосты через реку Есиль можно приспособить под пешеходные по примеру проекта Висячие сады Сант в Барселоне.

Горожане тоже предлагают свои варианты. Кто-то считал, что нужно построить, как в Европе, наземный скоростной трамвай, поскольку “от этих вагонов на колоннах” многие отказываются, учитывая их дорогую эксплуатацию и обслуживание, тем более учитывая местный климат и уровень обслуживающего персонала. Некоторые и вовсе выступали за то, чтобы достроить на бетонных конструкциях LRT-опоры для городской канатной дороги.

Послесловие
Агентство по противодействию коррупции выяснило, что Талгат Ардан находится в Турции, а Канат Султанбеков - в США. Если первого (когда найдут) еще можно экстрадировать на родину, то с Султанбековым, увы, такого не светит - с США отсутствует соглашение о выдаче преступников.

К слову, на днях Канат Султанбеков опубликовал пост, посвященный задержанию бывшего главы КНБ Карима Масимова. В нем бывший замакима Нур-Султана пишет: “Теперь становится очевидным, почему ты, Масимов, так сильно препятствовал расследованию проекта LRT Астаны, и всей данной тебе властью перекидывал все обвинения на меня в хищении денег проекта, не давая ход моим показаниям, ведь ты сам стоял у истоков займа с Китайского банка развития, когда подписал в декабре 2015 года документы по займу на этот проект”.

Нур-Султан

Статья опубликована в №003, от 14.01.2021 газеты "Новое поколение" под заголовком "Поезд ушел".

Поделиться