Накануне новых встреч

В рубрике Культура - 2022-01-13

Ольга Шишанова

В связи с введением чрезвычайного положения в столице театр “Астана Балет” переносит свои спектакли, запланированные к показу на январь, а именно балеты “Щелкунчик”, “Золушка” и “Козы Корпеш - Баян Сулу”, на более поздний срок. Однако отчаиваться не стоит, впереди - новые встречи артистов любимого театра со своими зрителями

Напомним, столичный театр “Астана Балет” был открыт в 2012 году. С тех пор в нем сформировались богатый репертуар и свой уникальный стиль, с помощью которого поданы пять национальных балетов и один дивертисмент, постоянно пополняющийся новыми яркими номерами. А также, разумеется, разнообразие классических и современных балетов.

Например, только в прошлом году на его сцене представили работы бразильского хореографа Рикардо Амаранте Longing, Diversity и Love Fear Loss. Не забыты постановки Дэвида Джонатана Instinct и “Серенада” Джорджа Баланчина, “Триумф” Айнур Абильгазиной и “Путешествие памяти” Раймондо Ребека. А еще - долгожданный показ культового балета Юрия Григоровича “Легенда о любви” в сопровождении симфонического оркестра под руководством маэстро Армана Уразгалиева.

И, кроме того, состоялось возвращение на сцену таких спектаклей, как “Вальпургиева ночь” и GAIA.

Отдельно хотелось бы сказать об уникальной программе “Наследие Великой степи”. Которая, кстати, не так давно пополнилась хореографическими миниатюрами “Времена года” и “Ак жол” на музыку этнофольклорного ансамбля “Хассак” и постановкой “Ћыз саѕынышы” на музыку композитора Шамши Калдаякова в аранжировке концертмейстера Куралай Канапиной. При упоминании об этих постановках сразу вспоминаются по-восточному грациозные женские танцы, оттененные зажигательными и удалыми, полными энергии молодости плясками джигитов - наездников и охотников. Также здесь отличительной особенностью стала уникальная работа художников по костюмам театра “Астана Балет”, по словам которых, “костюм, наряду с музыкой и хореографией, играет немаловажную роль в донесении той мысли, которую мы воплощаем в танце - начиная с головного убора и заканчивая обувью”. И действительно, нельзя говорить о национальной хореографии, не упомянув о национальных костюмах, помогающих воплотить тот или иной образ герою на сцене, тем более давно известно, что у казахов национальный костюм - это показатель своеобразного статуса. Но театральные мастера ведут поиски этого направления со всех сторон. Так что, наверное, поэтому у них каждый спектакль получается как маленький и обязательно запоминающийся шедевр, и не только в постановочном плане и ракурсе.

В этом плане также хотелось бы отметить и главную премьеру восьмого театрального сезона - масштабный балет “Козы Корпеш - Баян Сулу”, который показали в прошлом году в рамках Дня столицы.
Жемчужина романтических эпосов в постановке балетмейстера Георгия Ковтуна совместила лучшие традиции классического и современного балета с неповторимыми движениями казахского народного танца, необыкновенно богатыми и яркими костюмами героев, масштабными и завораживающими декорациями, изумительными световыми эффектами на фоне запоминающейся музыки авторства Актоты Раимкуловой.

Кстати, в прошлом году театр “Астана Балет” успешно расширил географию своей гастрольной деятельности. Так, столичный коллектив посетил казахстанские города Кокшетау и Уральск, где представил дивертисмент “Наследие Великой степи” в авторской интерпретации заслуженного деятеля Казахстана Айгуль Тати и неоклассический балет A Fuego Lento Рикардо Амаранте. А также Семипалатинск и Туркестан с лучшими образцами национальной хореографии, погрузив зрителя в атмосферу фантазийного путешествия по необъятной казахской степи.

С огромным успехом прошли и первые гастроли театра в ОАЭ, где на сцене “Дубай опера” казахстанские артисты представили два масштабных спектакля, объединенных пленительной красотой Востока. Это культовый спектакль “Легенда о любви” и нашумевший балет “Султан Бейбарс”, музыку к которому написали композиторы Хамит Шангалиев и Алибек Альпиев, либретто - поэт Бахыт Каирбеков. Ну а в партии султана Бейбарса блистал ведущий солист театра “Астана Балет”, несравненный Казбек Ахмедьяров, замечательно сумевший передать всю гамму чувств, которые наполняли на всем ее протяжении полную драматизма жизнь сначала кыпчакского мальчика, украденного из родного дома, проданного в рабство, а затем султана и великого полководца, завоевателя Египта и Сирии. Добавим, что этот балет, как и многие другие, покорил зрителей плюс ко всему своей выразительной пластикой, неповторимыми образами, созданными артистами на сцене, и невероятно красивыми костюмами.

В октябре на сцене театра с огромным успехом прошли первые гастроли московского Театра на Бронной - столичному зрителю продемонстрировали спектакль креативного режиссера Саши Денисовой “Человек Летучая мышь против Леонида Ильича Брежнева”, представленный в “Астана Балет” в рамках международного театрального фестиваля ТЕАТР ALL Nur-Sultan theatre week.

Ноябрь также выдался необычайно урожайным на премьеры. Это и красочный “Роман бутона розы и мотылька” выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Рикардо Дриго в редакции известного хореографа Василия Медведева. И неоклассический шедевр “Каприччио для фортепиано с оркестром” Баланчина на музыку Игоря Стравинского. Но главное - оригинальный балет “Арканы судьбы” в неординарной хореографии Мукарам Авахри. Тогда как завершился театральный год в “Астана Балет” ежегодным показом балета-феерии “Щелкунчик” Петра Чайковского, волшебство которого никого и никогда не могло оставить равнодушным.

Автор благодарит за помощь в работе над материалом сотрудника пресс-службы театра “Астана Балет” Лилию Калиеву.

Фото пресс-службы театра “Астана Балет”

Нур-Султан


Статья опубликована в №002, от 13.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Накануне новых встреч".

Поделиться