СБОР В УТИЛЬ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-01-13

Даулет Алтаев

Организация “Оператор РОП” прекратит существование в нынешнем виде - принято решение в ближайшем будущем создать государственную структуру, которая продолжит собирать утилизационный сбор и, собственно, заниматься утилизацией отходов и отработавшей техники. Все это сделано по поручению Президента Токаева. Также, со слов главы государства, Правительство пересмотрит размер этого утилизационного сбора, который оплачивают как физические, так и юридические лица.
В то же время есть и другие области, по которым стоит пересмотреть, так скажем, форму собственности. Ведь государство вполне способно самостоятельно работать с системой наблюдения типа “Сергек”, полностью заниматься платными парковками в крупных городах и в том числе единолично собирать оплату с платных дорог по всему Казахстану


РОП - расширенные обязательства производителей (импортеров). То есть утилизационный сбор. Его платят все, кто производит, кто официально импортирует, и физические лица, которые привозят автомобили в Казахстан. Он введен в январе 2016 года. Отвечало за его сбор ТОО “Оператор РОП”. Так, на этот год базовая ставка составила 50 МРП (МРП - 3063 тенге). Далее она умножается на определенный коэффициент. В общем, этот платеж для легкового авто с объемом двигателя от литра до двух составляет 1 072 050 тенге. Для авто с объемом от двух до трех - 1 531 500 тенге. Ну а свыше трех литров - 3 522 450 тенге.

В обществе возникли вопросы относительно столь высоких платежей. По словам Сериккали Брекешева, главы Минэкологии, по линии “Оператор РОП” за последние пять лет поступило почти 692 миллиарда тенге. Почти 339 миллиардов возвращено отечественным производителям техники в качестве господдержки. Однако расходы ТОО за пять лет составили более 102 миллиардов тенге. Независимые эксперты считают, что большая часть этой суммы - прямой доход организации. Более детальный разбор официальные органы предоставят в ближайшее время. Отчасти поэтому принято решение создать исключительно государственную структуру, чтобы снизить пороги утильсбора, а также увеличить контроль над поступающими средствами. И чтобы государство распределяло их по собственному усмотрению. Если надо, то в виде помощи автопроизводителям.

Между тем наше издание неоднократно выступало относительно того, что есть и другие организации, которые государству стоит также принять под свое крыло. Надо признать: это все же хорошая, точнее удобная бизнес-идея - вести работу с помощью государственных денег. Та же самая система “Сергек” - государство платит за ее обслуживание. И тоже находится некое ТОО, готовое помочь. Все при ней - и доходность, и инновации, и, казалось бы, польза обществу. Равно как и все остальные окологосударственные прожекты. Это мы возвращаемся к теме платных дорог, которые, по идее, должны строиться по принципу концессии, но в конце концов завершают их на государственные средства. Однако снимают сливки за ровные километры хайвеев частные компании, оставляя часть бюджетных денег себе.

Или с теми же платными парковками. Если так разобраться - это городская земля. И платная парковка, особенно в центре города, должна объясняться исключительно социальной значимостью проекта. По идее, горожанин должен испытывать гордость, оплачивая парковку в городе, точно зная, что его деньги идут на решение общих городских проблем. Причем все, а никак не часть, что остается от компании, которая “крышует” платные стоянки на, повторим, общей земле.

С тем же “Сергеком” и подобными мы видим желание создать очередное новшество, которое будет работать на государственных деньгах - кому как не государству собирать штрафы? Плюс в свете последних событий - вести мониторинг. И все эти проекты объединяет одно - государство способно собирать поступления со всех этих проектов самостоятельно, без посредников. Да, можно нанять компании, но посадить их исключительно на прозрачную бюджетную зарплату. Уверены - найдутся желающие. Но по каким-то причинам до сих пор этого не сделано...

А вообще, вся эта история с платными дорогами, платными парковками, камерами, что следят за порядком, “Оператором РОП” напоминает ситуацию с городским парком, который построен на городские деньги, на деньги налогоплательщиков. А вот вход в него, прогулка по дорожкам, воздух, отдых на скамейке - за все это надо бы заплатить. Двойное обложение получается.


Статья опубликована в №002, от 13.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "СБОР В УТИЛЬ".

Поделиться