Война план показала

В рубрике Новость дня - 2022-01-13

Мадина Меирманова

Январские события в Казахстане повлекли за собой неизбежные политические реформы. Если вчитаться в поручения, которые Президент дал новому Правительству, можно увидеть разворот в сторону формирования социального равенства, “чистки” страны от “олигархических элементов” и фиксирование принципов справедливости в распределении богатства страны

События начала 2022 года стали продолжением целого ряда более мелких, которые имели под собой одну цель. Как сказал Президент Токаев, “сплоченность нашего общества методично расшатывали, в том числе посредством акций протеста, согласно профессионально разработанным сценариям”.

Но сценарии, надо признать, реализовать было не столь сложно - ухудшение социально-экономического положения населения в последние годы (а точнее с 2008 года) вызывало роптание среди казахстанцев. И на волне демократических реформ народ все чаще требовал облегчить его положение. Особенно возмущение подогревалось нараставшим социальным неравенством. И дело даже не в высоких зарплатах министров и акимов (это вполне разумно, учитывая уровень ответственности при принятии решений), а в обеднении среднего класса в принципе. На этом фоне минимальные зарплаты одних и покупки европейских замков другими - чрезмерно большой диссонанс. По сути, средний класс в стране за последние 10-12 лет не просто не разросся, но значительно сократился: рост цен на все блага жизни, от продовольствия до телефонной связи, нивелирует любые номинальные увеличения доходов.

Чем и воспользовались те, кому нужно было расшатать и без того не слишком устойчивый колосс “благополучия”.

Попытка государственного переворота, покушение на целостность страны провалились. Но оставлять все без изменений - гарантия повторения алматинской трагедии. Поэтому Касым-Жомарт Токаев принял решение начать кардинальные реформы - очеловечивание всей государственной экономической политики.

Акорда наконец-то признала, что “произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее провальной, деятельностью некоторых государственных органов. Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах”.

Многочисленные пресс-релизы о росте благосостояния населения оказались фикцией, потому что “за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены...”

Первой задачей нового Правительства станет обеспечение доходов не отдельной, а основной части населения, его подавляющего большинства.

Кстати, лет 15 назад перед Казахстаном стояла задача - вырваться из ловушки среднего дохода. Тогда рост доходов опережал рост производительности экономики, а повышение себестоимости производимого снижало конкурентоспособность производства. Но грянули кризис, потом второй-третий, девальвации. Конкурентоспособность наших товаров росла со скоростью снижения платежеспособности населения. И проблема ловушки отошла на дальний план.

“Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете. Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы”, - заявил Касым-Жомарт Токаев. Он раскритиковал текущие схемы оказания господдержки, сказав, что система ориентирована “на обслуживание крупных структур по принципу “друзьям все, остальным - по закону”, что еще более усиливает олигополию в экономике. “Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ”.

Примером он привел Банк развития Казахстана, заявив, что он “превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы”. “Мы знаем всех пофамильно. Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов. На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства”, - сказал Президент.

Теперь Правительству предстоит не только перестроить деятельность БРК, но и исправить законы, позволяющие картельные сговоры. А заодно прекратить бардак в сфере госзакупок (Токаев снял мораторий на запрет проверок участников госзакупок) и обеспечить прозрачность в системе производства и распределения горюче-смазочных материалов, субсидирования АПК. Из этой же серии проверка фонда “Самрук-Казына” на предмет эффективной работы на благо государства: преумножает ли он национальное богатство или просто тратит деньги? Прозвучало поручение разработать предложения по коренной реформе квазигосударственного сектора (в первую очередь фонда); “если невозможно реформировать фонд, такой структуры не должно быть в нашей экономике”.

О том, что трансформация грядет глубокая и знание “всех пофамильно” уже не останавливает, говорят два факта.

Первый - решение Токаева выполнить требование казахстанцев и отменить утильсбор (точнее, пересмотреть его ставки) и монополию на этот сбор частной компании “Оператор РОП” - этим будет заниматься государство. Поддерживать же машиностроителей предложено, например, путем предоставления ваучеров покупателям. Как раз за счет утильсбора.

Еще одна больная тема - ЛРТ. “Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причем это проект с сильным запахом коррупции”, - сказал Президент. И призвал думать над тем, что теперь с этим памятником коррупции делать. Снести его - потерять деньги (а туда уже вложено несколько сот миллионов долларов плюс контрактные обязательства, за которые с нас в случае отказа снимут еще и неустойку). Поэтому Токаев предложил “пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования этого проекта”.

Еще пара статей доходов бюджета, до которых деньги просто не доходят: таможня и горнорудная отрасль. С первой (особенно на границе с Китаем) дано поручение “провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе”: “Машины не досматривают, налоги и пошлины не платят. Расхождения в “зеркальной” статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов”. А вот со второй все проще - предприятиям горнорудного сектора повысят фискальные взносы, в обмен пообещав льготы для разведки и освоения новых месторождений. То есть Кабмин убьет сразу двух зайцев: и сэкономит на разведке, и бюджет пополнит.

Попутно весь крупный бизнес “попросят” быть социально ответственным и отчислять деньги в новый общественный социальный фонд “ћазаћстан халћына”. “Финансирование фонда будет осуществляться из частных и государственных источников. Планируется привлечь помощь международных благотворительных организаций. В этот фонд будут направлены обязательные отчисления оператора лотерейной деятельности, центра учета ставок и других монополистов. Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в фонд со стороны крупного бизнеса”, - сказал Токаев.

Вместе с тем он дал понять, что государство пристально следит за всеми пытающимися сбежать из страны со своими капиталами. По словам Президента, уже зафиксировано движение на счетах отдельных лиц и высок риск вывода денег финансово-промышленных групп путем заключения фиктивных сделок.

Небольшое отступление. Термин “финансово-промышленные группы” активно использовался в политических кругах в первые годы 2000-х. Затем эти формулировки плавно сошли на нет. Обоснованием тогда было “политическое равновесие” и якобы относительно равные объемы сил у различных ФПГ, которые начали даже постепенно вести совместный бизнес. Однако, видимо, новые факторы дали старт весьма радикальному переделу собственности в Казахстане.

Социальное равноправие должно сопровождаться адекватным выравниванием уровня жизни в стране и повышением конкурентоспособности ее граждан.

Во-первых, по мнению Токаева, пора пересмотреть систему межбюджетных отношений с регионами. И “донорам” бюджета предоставлять больше ресурсов на социально-экономическое развитие. В том числе на развитие малого и среднего предпринимательства и создание рабочих мест.

Во-вторых, и это гораздо важнее, Токаев поручил облегчить доступ к высшему техническому образованию более широкому кругу молодежи. “Считаю необходимым к 2025 году открыть в нашей стране не менее пяти филиалов авторитетных зарубежных университетов. При этом два филиала вузов с техническим уклоном необходимо открыть на западе страны”, - заявил Президент.

“В целом нам всем нужно изменить взгляд на образование. Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла, приоритет нужно отдать техническим профессиям. Предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников”, - считает Касым-Жомарт Токаев.

На госслужбе тоже было сказано обеспечить молодежи “социальный лифт” и правило меритократии. Но при этом пенсионеров, если они грамотные и с “институциональной памятью”, увольнять не следует - они даже при достижении пенсионного возраста могут приносить пользу родине.

В целом же выступление Касым-Жомарта Токаева, все его поручения ориентированы на два больших направления: приструнить слишком богатых и поднять доходы всей остальной массы населения. И сделать это надо не только руками государства, но и бизнеса. Президент поручил Правительству совместно с “Атамекен” в двухмесячный срок принять программу по повышению доходов населения. И, напутствовал Токаев, “пора завершать игру с цифрами и переходить к реальным делам”.

Получится ли - покажет время. Сроком реализации большинства поручений Кабмину Смаилова указан 2025 год.

Фото Алексея Мальченко

Статья опубликована в №002, от 13.01.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Война план показала".

Поделиться