В мире красок, сюжетов и выбора

В рубрике Культура - 2022-01-10

Ольга Шишанова

Luxury House со столичной галереей TSE Art Destination запустили в столице Казахстана необычный проект "Искусство выбирать" в новом креативном пространстве Red Escalator

Зрителям представили любопытную концепцию выставленных художественных работ, озаглавив их общим наименованием "Выбор".

- Что такое выбор? Человек делает выбор каждый день, с самого раннего утра. Что он видит, открыв глаза? В стремительно меняющемся мире наш дом, кажется, единственное место, где удается создать покой и окружить себя милыми сердцу вещами. Так что наша выставка - это, прежде всего, показ стремления к красоте. Ведь коллекционировать - это, в первую очередь, собирать близкие тебе визуальные образы, это попытка остановить время и запечатлеть важный для тебя момент, проведя его аналогию с тем или иным из выбранных предметов. Тогда как последние, окружая нас ежедневно, формируют и определяют течение нашей жизни на всем ее протяжении. Кроме того, сам процесс коллекционирования, собирания, нахождения милых сердцу вещей не только приносит удовольствие, но и способствует глубокой внутренней эволюции, - рассказали организаторы в ходе открытия вернисажа.

В самом деле, дистанция между картиной или скульптурой и человеком - это особое поле, в котором происходит немой диалог. Вот и через проект "Искусство выбирать" зритель сможет сложить собственное впечатление о работах, а пережитый опыт каждого раскроется спектром личных интерпретаций и воспоминаний, которые пройдут волнами сквозь информативную призму выставленных цвета и формы. И тогда, возможно, почувствовав особый резонанс, кто-то решится сделать первый шаг на пути коллекционирования.

- Конечно, кто-то может сказать, что он ничего не смыслит в современном искусстве, как и в искусстве в целом. Но ведь, чтобы понимать искусство, не обязательно его изучать. Иногда стоит отключить свою рациональную часть, положиться на чувства и на подсознание. А при выборе вида или жанра искусства лучше слушать только себя, ведь вам с ним буквально предстоит жить и разделять общее пространство. Тем не менее подбирать картину в тон обивке дивана, опираясь лишь на формальные характеристики, тоже не стоит, так же, как и ориентироваться на "нравится/не нравится". Важно узнать контекст, понимать историю создания и смысл. Однако не стоит переживать - с искусством, которое близко и по форме, и по содержанию, всегда есть или появляется энергетический мостик. Потому-то, глядя на ту или иную картину, ту или иную скульптуру, сразу понимаешь, что это - твое. Ты хочешь сорвать это со стены или снять с постамента и унести. Именно поэтому "Искусство выбирать" - это не просто вернисаж, это выставка-ярмарка, где зритель может приобрести любой выставленный предмет искусства и забрать его, не дожидаясь окончания выставки, так что наша экспозиция пребывает в постоянной трансформации, - заключили хозяева выставки.

Кстати, в демонстрационных залах представлено более ста работ, считающихся лучшими, казахстанских художников, которые были тщательно отобраны и вынесены из тайников мастерских. Так что одна из них может запросто положить начало любой серьезной коллекции, которая со временем, может, и станет наследием.

Их авторы - Саид Атабеков и Адиль Аубекеров, Асхат Ахмедьяров и Куаныш Базаргалиев, Гани Баян и Сакен Бектияр, Бахыт Бубиканова и Николай Газеев, Шамиль Гулиев и Меруерт Кунакова, Алмагуль Менлибаева и Рашид Нурекеев, Алмас Оракбай и Дархан Рухолла, Мансур Смагамбетов и Сауле Сулейменова, Владимир Шеге и Janariya Ashim, Nicole Carstens и Willy Kempel.

И хотя сюжеты произведений посвящены одной своеобразной теме - проблеме выбора, тем не менее воплощение художниками оказалось очень разным и выполненным каждым из них в индивидуальной творческой манере, интересно различаясь при этом по технике исполнения. Однако любопытно, что почти каждый художник непременно воспевал в своих работах красоту человеческих отношений - у кого-то это звучало ярко, кто-то из мастеров преподнес сюжет завуалировано, а кто-то и вовсе раскрыл свое видение посредством всего лишь полунамеков, штрихов и линий.

Так, знакомство с работами Владимира Шеге таило в себе много неожиданностей. Поначалу зритель легко подпадал под обаяние узнаваемых ситуаций. Но, завладев зрительским вниманием, скульптурный мир мастера вдруг обнаруживал иные смыслы и ценности, скрытые в обыденных и будничных фабулах. Внешняя простота сюжетов оказывалась обманчивой, что говорило о нетипичности и неординарности таланта художника, проявляющегося в его произведениях. И потому работы скульптора представляли собой целое повествование о жизни, этакую своеобразную философию бытия в трехмерных формах.

А вот картины Алмагуль Менлибаевой носили иной, совершенно мистический характер, являя собой при этом мир фантастических грез и мечтаний художницы, где ее идеями любви был проникнут каждый взмах кистью. Сама Алмагуль при этом считает, что "в искусстве имеют значение намерения, а не достижения, так как художник, прежде всего, мечтатель, а уже потом - мастер". Пространство ее работ насыщено неким магнетизмом, притягивающим зрителя и призывающим распознать свой собственный мир фантазий в причудливых и загадочных образах. Тогда как силуэты полупризрачных существ были подобны таинственным миражам, разыгрывающим целые театральные действа в ее картинах.

Добавим, что все вышеназванные мастера старались использовать яркую и жизнерадостную палитру в своих работах - даже в скульптурах, с помощью которой им замечательно удалось передать свои чувства и эмоции, выплеснув их на холст или воплотив в твердых материалах.

Фото Владимир Бахуревич

Нур-Султан

Поделиться